Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Лосенко А. П.

"Ломоносов русской живописи"-так называли Антона Павловича Лосенко (1737-1773) его почитатели. Творчество Лосенко - важная страница в истории нашей отечественной культуры XVIII столетия. Лосенко был первым крупным русским историческим живописцем, блестящим рисовальщиком и портретистом, основателем русской художественной педагогики и воспитателем плеяды замечательных мастеров живописи.

Лосенко родился в городе Глухове бывшей Черниговской губернии, в купеческой семье. Рано лишившись родителей, он некоторое время воспитывался у тетки, испытывая все тяготы сиротской жизни. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями. Когда ему шел седьмой год, с согласия родственников его завербовали в придворный певческий хор и увезли в далекий Петербург. В 1753 году Лосенко "за спадение голоса" был отчислен из певчих и, как проявивший особенный интерес к изобразительному искусству, отдан в обучение к И. П. Аргунову, одному из самых известных портретистов того времени. Через пять лет его перевели от Аргунова в новоучрежденную Академию художеств, а позднее отправили для усовершенствования за границу. В 1760 - 1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. Первую половину 1763 года Лосенко провел в России, а затем снова уехал во Францию и занимался у Ж. М. Вьена, крупнейшего представителя искусства раннего классицизма. Французская Академия высоко оценила талант русского художника, удостоив его произведения, созданные за время пребывания и Париже, тремя серебряными медалями.

С конца 1765 года Лосенко живет в Риме. Здесь он изучает лучшие образцы итальянского искусства, создает самостоятельные композиции. Ранние произведения Лосенко свидетельствуют о мастерстве художника, сумевшего в период своей работы за границей изучить лучшее, что было создано искусством Запада ("Чудесный улов рыбы", 1762; "Андрей Первозванный", 1764; "Жертвоприношение Авраама", 1765; "Зевс и Фетида", 1769; "Каин" и "Авель", оба 1768). Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко выставил свои работы в Академии художеств. Они явились ярким свидетельством успехов национальной живописи. Журнал "Смесь", осуждая тех, кто отрицал талантливость русского народа, писал: "Стыдитесь, неосмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди... Такое предрасположение не только что не похвально, но еще

некоторым образом изъявляет подлость души".

Вскоре за картину "Владимир и Рогнеда" (1770) - первое большое произведение исторического жанра в русском искусстве - Лосенко получил звание академика и адъюнкт-профессора. Картина изображала новгородского князя Владимира перед неутешно горюющей половецкой княжной Рогнедой, которую он насильно взял в жены, убив ее отца и братьев. Произведение ясно выражало осуждение деспотического произвола. Оно утверждало национальную тематику в русской исторической живописи, взамен обращения к античным или мифологическим темам. Вслед за "Владимиром и Рогнедой" художник начал работать над полотном "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). Эта картина, сюжет которой был взят из "Илиады" Гомера, в духе классицизма трактовала тему гражданского долга.

Углубленный интерес к конкретному живому человеку, к передаче его духовного мира составил основную отличительную черту Лосенко-портретиста.В созданных Лосенко портретах деятелей русской культуры (И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова, Я. Шуйского, 1760; Ф. Г. Волкова, 1763, и др.) особенно ярко проявились национальные тенденции творчества художника. Уже при жизни Лосенко снискал славу одного из лучших европейских рисовальщиков. Он явился создателем русской школы рисунка, достигшей блестящего расцвета в первой половине XIX века. По составленному им "Изъяснению краткой пропорции человека" учились многие поколения русских художников.

В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств. Возглавив Академию, он сразу столкнулся с интригами, бездушием, с унизительной зависимостью от придворных кругов. Хорошо знавший его скульптор Фальконе, создатель знаменитого "Медного всадника", взывал к Екатерине II: "Лосенко не в состоянии коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют. . ." Екатерина лицемерно обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее. . . Измученный духовно и физически, художник скончался на тридцать шестом году жизни. Об искусстве Лосенко высказывались разные суждения в русской демократической критике. Но всегда вне сомнений было его высокое мастерство, огромная значимость его рисунков для воспитания молодых художников.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?