Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Бастьен-Лепаж

Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) относится к числу тех художников, которые при жизни все время как бы находятся в тени. Критики не спорили об его картинах как об очередной сенсации. Иным из критиков он казался слишком старомодным, чтобы его причислить к лику новаторов, другим - чересчур обыденным, чтобы иметь успех в официальном салоне, где ценились "красивость", помпезность и псевдовеличественность. Но со временем стало ясно, что Бастьен-Лепаж - художник со своим лицом, что его творчество вносит своеобразную ноту во французскую живопись второй половины прошлого столетия. Уроженец Шампани, Бастьен-Лепаж приехал в Париж учиться живописи и был, вероятно, крайне доволен, что ему удалось попасть в мастерскую одного из законодателей живописи Салона - Кабанеля. Но уроки Кабанеля мало пригодились художнику в жизни. Разве только знакомясь с историческими полотнами Бастьена-Лепажа, из которых самое известное "Жанна Д'Арк слушает небесные силы", можно иной раз угадать в нем ученика модного мастера.

Исторической живописи Ж. Бастьена-Лепажа не хватает драматизма, чувства эпохи, она страдает известной театральностью композиций. Однако, строго говоря, можно утверждать, что исторические полотна вообще не характерны для творчества Бастьена-Лепажа. Они были как бы данью художника распространенным представлениям об искусстве, которое "венчает" историческая и мифологическая живопись.

Бастьен-Лепаж был умелым портретистом, но лучшее в его наследии - картины, в которых изображены сцены из жизни крестьян и горожан. Здесь художник выступает как наследник традиций живописи Ф. Милле. Точно и убедительно передает он ощущение крестьянской жизни в полотне "На сенокосе" (1877), подчеркивая силу и мощь этих людей, красота которых под стать красоте природы. Своеобразным лиризмом проникнута его картина "Деревенская любовь" (1882, ГМИИ, Москва). Он очень поэтично и тонко показал зарождение чувства. Жанровая сцена обрисована с жизненной, детальной точностью. Здесь органично соединились психологическая разработка сюжета с живописными задачами. Традиции старых мастеров Бастьен-Лепаж хотел дополнить непосредственностью в передаче воздуха и света, которых достигли его современники импрессионисты. Художник утверждал красоту и духовную чистоту народной жизни в противовес наступающей цивилизации, хотя необходимо отметить, что в этом своем неприятии он нередко идеализировал прежний патриархальный уклад жизни.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?