Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Маньоки А.

Адама Маньоки (1673-1757) по праву считают основоположником венгерской портретной живописи. Он прожил трудную жизнь, скитаясь из страны в страну в поисках покровителей и заказов.

Маньоки учился в Гамбурге. В 30 лет он стал придворным портретистом в Берлине и прожил там 4 года. То, что Маньоки писал в Германии, не выходило за рамки придворного портрета той эпохи. Но, несомненно, высокое профессиональное мастерство художника, умение точно передать облик героя, чувство единства стиля живописи с окружающей архитектурной средой. Его портреты написаны очень добротно, хотя, может быть, им и не хватает легкости, артистизма. Они несколько статичны и тяжеловесны по композиции.

В 1707-1711 годах Маньоки живет в Венгрии. Он художник при дворе Ференца Ракоци II, возглавившего в это время восстание против гнета Габсбургов в Венгрии. Маньоки написал и портрет самого Ференца Ракоци II (ок. 1709 г.), экспонируемый ныне в Национальной галерее в Будапеште. Ему удалось передать гордость и большую силу воли, энергию этого человека. Внимание к особенностям характера удачно сочетается с торжественной представительностью композиции. В этой работе Маньоки совершенно не чувствуется холодной парадности, столь типичной для придворной живописи того времени. Видимо, художник был увлечен личностью портретируемого, видел в нем национального героя.

Интересным образцом его искусства является и написанный в те же годы "Автопортрет" (1710). Это уже совершенно иная линия развития по сравнению с работами берлинского периода. "Автопортрет" привлекает своей эмоциональностью, искренностью; Маньоки изобразил себя за работой, можно сказать, в будничной обстановке, в простой расстегнутой рубахе.

После поражения повстанцев и заключения перемирия с австрийскими войсками, Адам Маньоки вынужден был вновь оставить Венгрию. Он отправляется в Польшу. Здесь вплоть до 1723 года он служит в качестве придворного живописца у короля Августа. В основном, как прежде, художник пишет портреты. В польских собраниях и музеях сохранился целый ряд его произведений этого периода.

В 1724 году Маньоки опять в Венгрии. На этот раз он прожил в стране 7 лет. Портреты этого времени, в числе которых портрет Пала Радаи (1720-е гг.), относятся к лучшим в его наследии. Они написаны строго, сдержанно. Кажется, что художник устал от пышности и блеска придворной живописи и стремится к простоте. Для венгерского искусства той эпохи это ново и необычно. Портреты Маньоки - очень интересный исторический документ духовной жизни Венгрии XVIII века.

В 1731 году Маньоки навсегда уезжает из Венгрии. Он обосновывается в Саксонии при дворе саксонского курфюрста. Искусство Маньоки переживает еще одну метаморфозу. Его портреты приобретают вновь барочную пышность и подчеркнуто репрезентативный, декоративный характер. Так требовалось писать согласно господствующим здесь эстетическим вкусам. Произведения Маньоки этих лет заметно уступают его работам, исполненным в Венгрии, которые являются важным вкладом в развитии венгерского изобразительного искусства.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?