|
||
Трогер П.В XVIII веке многие австрийские монастыри вели активное строительство. С этим оживлением архитектурной деятельности был в значительной мере связан и расцвет декоративной живописи. Среди самых крупных мастеров ее в это время можно назвать и Паула Трогера (1698-1762). Трогер учился в Италии, и в его ранних росписях мы найдем отзвуки увлечения искусством Д. Респи, А. Маньяско и других известных тогда мастеров. В 30 лет он приехал в Вену, надеясь по-видимому, стать придворным художником. Но судьба его сложилась по-иному. После первых удачно исполненных фресок австрийские монастыри обращались к нему с просьбами расписать монастырские помещения. Всего Трогером было написано свыше 50 циклов фресок. В числе самых известных его работ можно назвать фрески в Мраморном зале и в библиотеке монастыря в Мельке (1731 -1732), росписи монастырей в Цветле (1732-1733), Герасе, Зальцбурге, церкви святой Елизаветы в Братиславе. Особо выделяются фрески монастыря в Альтенбурге, где Трогер расписал церковь (1733-1734), Мраморный корпус (1738), библиотеку (1742). Трогер великолепно чувствовал театральный характер архитектуры позднего барокко. Его фрески активно подчеркивают пространственные особенности архитектурных решений. Он мастерски использует игру света и тени, создавая иллюзионистские эффекты, добиваясь большой динамичности композиций. Перед зрителем как бы разыгрываются символико-аллегорические представления, разыгрываются легко и торжественно. В них есть атмосфера праздника. Пышной тяжеловесности придворного барокко Трогер предпочитает более эмоциональные, непосредственные решения. Он в совершенстве постиг технику монументально-декоративной живописи ("Святой Себастьян и женщины", 1746). Кроме работ на территории нынешних Австрии и Чехословакии, росписи Трогера можно встретить и в Германии, и в Венгрии. Интересна станковая живопись Трогера, эффектная и артистичная. Трогер был прекрасным рисовальщиком, особенно удавалась ему передача движения фигур. И в живописи, и в рисунке он следует тем же принципам, что и в своих росписях для архитектуры - не трудно заметить связь его искусства с традициями венецианского декоративизма. В 1753 году Трогера пригласили в качестве профессора в Академию художеств. Одно время он был даже ее ректором. Его творчество сыграло большую роль в развитии монументально-декоративной живописи в Австрии в XVIII столетни. М.А.Ocтpoвский |