Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Карель ван Мандер

Карель ван Мандер (1548-1606) был поэтом и живописцем. В молодости, как и многие нидерландские художники того времени, он совершил поездку в Италию, где прожил несколько лет (1573-1577). Эта поездка сыграла огромную роль в формировании его эстетических воззрений. Прежде чем возвратиться на родину, нидерландский живописен после пребывания в Италии еще несколько лет, до 1581 года, работал в Базеле и в Вене. В Вене он сотрудничал как художник-декоратор с знаменитым мастером Бартоломео Спрангером. Спрангер работал при дворе Рудольфа II.

Увлечение итальянской классикой своеобразно переплелось в творчестве нидерландского художника с изощренной виртуозной декоративностью маньеризма. В этих своих устремлениях он не был одинок в нидерландском искусстве той поры. У себя в Хаарлеме пан Мандер писал пользовавшиеся спросом исторические и религиозные композиции, как ему казалось в духе, высокого классического искусства. Порой там неожиданно вводятся и жанровые мотивы, пластика картин приобретает почти натуралистическую резкость и определенность. Но чаще у ван Мандера мы встречаем попытку найти гармонию за счет приемов итальянской живописи с ее точными перспективными построениями. Характерными для ван Мандера, как художника, можно считать, например, его композиции "Блудный сын" и "Деревенский праздник" (обе в Эрмитаже). Двадцать лет систематически он писал свой главный труд "Книгу о художниках", изданную впервые в Хаарлеме в 1604 году. Она состоит из обширного введения в стихах "Основы благородного свободного искусства живописи", жизнеописания античных и итальянских мастеров, изложения "Метаморфоз" Овидия и иконографии античного искусства, жизнеописания немецких и нидерландских мастеров. Об эстетических позициях автора достаточно ясно говорит та высокая оценка, которую он дает живописи в итальянском духе, исполненной Яном Скорелем.

Ван Мандер был учителем великого голландского художника-реалиста Ф. Хальса. Сын ван Мандера, тоже живописец, уехал работать в Данию, а его внук, ван Мандер III, внес очень значительный вклад в датское искусство. Ван Мандер живо и увлекательно повествует о многих художниках. Особенно интересны его очерки о современниках. Он собрал огромный фактологический материал, хотя порой его сведения не во всем подтверждаются другими источниками, легенды, изустные предания выдаются за истину. Разумеется, это не бесстрастная летопись, а книга активного участника художественной жизни, человека со своими симпатиями и антипатиями. Труд ван Мандера является одним из важнейших источников при изучении истории культуры Нидерландов.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?