Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Давид Г.

В XV веке искусство Нидерландов, одной из наиболее передовых стран того времени, достигло вершины своего развития и стало ведущим в Северной Европе. Многих художников притягивал к себе юг страны с его крупным центром международной торговли городом Брюгге. Немало больших мастеров дала в XV веке южнонидерландская школа живописи. Последним из них бил Герард Давид (Ок. 1460-1523 г.).

Родился Герард Давид в Голландии, в местечке Оудеватер. Но о его молодых годах и ученичестве можно строить только предположения, анализируя первые картины. Во всяком случае, в 23 года, когда он приехал работать в Брюгге, где и прожил всю жизнь, это был уже художник-профессионал, а не ученик. Может быть, он учился в Хаарлеме у Гертена Тот Синт-Янса, но Давид прекрасно знал творчество и иных мастеров. В его пейзажах есть перекличка с работами Д. Боутса. Его интересовали К. Массейс и Рогир ван Дер Вейден. В Брюгге он внимательно изучал творчество выдающегося немецкого живописца, работавшего в этом городе, Г. Мемлинга. На рубеже девяностых годов пятнадцатого столетия он написал две композиции о правосудии на тему "Суд Камбиза". Их мастерство вне всяких сомнений. С внимательностью и обстоятельностью, достойными летописца, Г. Давид фиксирует детали предметного мира. Он стремится быть как можно точнее, тщательней. Но эта несколько механистического свойства точность приводит нередко к эмоциональной отстраненности, холодности.

Известно довольно много произведений Давида, несомненных или во всяком случае чрезвычайно близких его манере. Большинство из них было сделано для церквей Брюгге. Многие работы так и остались в этом городе. Другие попали в крупнейшие музеи ("Портрет дарителей из алтаря Михаила", Вена).

Работал Давид и по заказам испанской церкви. Это был признанный и популярный мастер. Пейзаж в его композициях играл важную эмоциональную роль ("Отдых на пути в Египет"). Его полотна, обычно довольно большие по размеру, но выписанные старательно и тонко сантиметр за сантиметром, порой ярки по цвету. Его живопись отличают по своеобразному эмалевому налету, придающему ей как бы характер драгоценной вещи. Это сколок с большого мира, но мира, часто лишенного духовности, статичного, как бы остановившего свое движение. Давид часто противопоставляет почти монументальные общие масштабы полотна и микроскопическую верность природе его фрагментов. Это противопоставление есть и в "Крещении" (1507), и в более поздних "Преображений", "Распятии", "Святом Антонии-пустыннике", "Святом Франциске", "Святом Христофоре". Но нередко в виртуозно исполненных композициях, любопытных по трактовке сюжета, ощущаешь холодность мастера.

Среди самых популярных произведений Г. Давида - створка алтаря с каноником Бернардино Сальвиати и с тремя святыми, хранящаяся в Лондоне. Говоря об этой композиции, написанной, вероятно, до 1511 года, исследователи порой указывают на нее как на пример уже начавшегося проникновения в искусство Нидерландов итальянских влияний.

При всех внутренних противоречиях искусства Давида ему нельзя отказать в ясности целей и известной целостности мировоззрения. Если у многих из его предшественников пейзаж и фигура существовали как два самостоятельных начала, то у Давида они уже нередко трактуются как одно целое. Давида отличает и прекрасное чувство пространства. Сопоставлением светлых и темных тонов он достигает глубинности пространства, разворачивает действие картины в нескольких планах. В его пейзажных мотивах восхищает богатая фантазия. Пейзаж у Давида уже не статичен, он не просто иллюстрирует место действия, Давид открывает для себя эмоциональную действенность пейзажа в картине. Лучшим его работам присуща и особого рода сдержанная лиричность.

Герард Давид был законодателем художественных вкусов в Брюгге. Связь с его произведениями можно легко установить в картинах других брюггских живописцев, в частности в творчестве А. Изенбрандта и Я. Провоста.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?