Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Иогансон Б. В.

"Неверно, что художнику нужны только глаза и руки, - ему необходимо чувствовать пульс жизни, необходимо ощущать влияние общественного мнения, мнения своих товарищей и, самое главное, прислушиваться к голосу народа". Эти слова, сказанные художником Иогансоном (Род. 1893 г.), можно полностью отнести к его собственному творчеству, сыгравшему видную роль в развитии советского изобразительного искусства.

Борис Владимирович Иогансон получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. В. Малютина, К. А. Коровина. Последний оказал на него особенно сильное влияние. Великая Октябрьская социалистическая революция и последовавшая за ней гражданская война дали творческим планам художника, поначалу увлекавшегося лишь разработкой колористических задач, иное направление. В 1922 году Иогансон вступает в АХРР и вскоре создает ряд картин, которые ставят его в первые ряды мастеров молодого советского изобразительного искусства. Одно из ранних полотен Иогансона - "Рабфак идет" ("Вузовцы", 1928). Показав в этой картине типическое новое, образы советской молодежи, жадно рвущейся к знаниям, художник раскрыл затем это новое в столкновении со старым ("Советский суд", 1928). Но основной интерес Иогансона сосредоточивался на историко-революционной теме. В том же 1928 году он выступает с монументальным полотном "Узловая железнодорожная станция в 1919 году". В этом полотне, изображающем жизнь народа в тяжелую пору гражданской войны, художник нашел себя как автор многофигурных композиций, много внимания уделяющий разработке психологической характеристики персонажей. В полную меру талант Иогансона выявился в картинах "Допрос коммунистов" (1933) и "Па старом уральском заводе" (1937). Их создание было подготовлено всеми предшествующими исканиями художника.

Картина "Допрос коммунистов" утверждала мысль о неизбежности победы тех сил, на стороне которых будущее. В штабе белых допрашивают пленных. Непоколебима сила духа, несокрушимо мужество этих двух простых людей, обреченных на муки и смерть. Они отнюдь не беспомощные жертвы. Напротив, идейное превосходство на их стороне. Хотя коммунисты пленники, они словно наступают на белогвардейцев. Лица, позы, жесты персонажей, композиция, цветовое решение картины были продуманы до мельчайших подробностей.

Другая картина "На старом уральском заводе" была посвящена времени пробуждения классового самосознания у русских рабочих. Вот как рассказывает сам Иогансон о возникновении замысла этого произведения: "В одну из многочисленных поездок по Уралу я набрел на старинный завод петровского времени, который представлял собой музейную редкость, и реконструкция еще не успела в начале тридцатых годов коснуться его своей мощной рукой. Это была скорее старинная крепость с невероятно толстыми кирпичными сводами, куда слабо проникал дневной свет. Я прочел до моего путешествия по Уралу достаточное количество литературы о Демидове Сан-Донато, обо всех его зверствах, о рабском каторжном труде. Прочел "Приваловские миллионы". Совершенно естественно, что, когда я попал в такую обстановку, воображение начало работать и воскресило образы прошлого. Это начало я старался воплотить в фигуре рабочего; эту фигуру я считаю наибольшей удачей во всем своем творчестве".

Картины "Допрос коммунистов" и "На старом уральском за поде" определили выдающееся место Иогансона в советской живописи 1930-х годов. В 1950 году Иогансон совместно с группой работавших под его руководством молодых художников написал большое полотно "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола". Оно передает образ вождя, обращающегося к молодежи с призывом овладеть всеми сокровищами знаний, накопленных человечеством.

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Б. В. Иогансон в течение ряда лет был вице-президентом, а затем президентом Академии художеств СССР, первым секретарем правления Союза художников СССР.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?