Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Родаковский Г.

Развитие польского изобразительного искусства в прошлом веке было тесно связано с борьбой страны за национальную независимость. Этим объясняется огромный интерес, который проявлялся к живописи исторической и портретной, где опосредованно утверждалось национальное самосознание.

Едва ли не самым популярным польским портретистом этой эпохи был Генрик Родаковский(1823-1894). Судьба Родаковского напоминает судьбы многих художников Польши его времени. Он учился в Вене у Иозефа Данхаузера, Фридриха фон Амерлинга и Франца Эйбла, а в 1846 году отправился в Париж, где продолжил образование в мастерской Л. Конье. В Париже Родаковский вошел в тесный контакт с многочисленной колонией польской художественной интеллигенции.

После жестокого подавления Россией польского восстания 1830-1831 годов многие вынуждены были оставить родину, искать пристанища на чужбине. В Париже жили Мицкевич и Шопен. В отеле Ламберт, бывшем своего рода клубом польской эмиграции, Родаковский подружился с художниками Е. Коссаком и Л. Каплинским, которые познакомили его со многими известными французскими живописцами. В Париже Родаковский прожил до 1867 года.

В первых венских работах художника есть черты внешней красивости, сентиментальности. Во Франции характер живописи Родаковского резко изменился. Под влиянием кругов польской прогрессивной интеллигенции, жившей в эмиграции во Франции, он делает ряд композиций на исторические и современные темы в романтическом духе. Для его работ этого периода характерно соединение элементов живописи романтизма с классицистическими принципами. В иных произведениях чувствуется эклектичность. Но несомненна высокая живописная одаренность мастера. Не случайно, талант Родаковского весьма высоко ценил строгий в своих суждениях о современниках Э. Делакруа.

В Париже Родаковский получил известность как портретист. Наиболее привлекательны портреты друзей (портрет художника Л. Каплинского, 1862) и близких (портрет отца, 1850), скромные и строгие.

Прекрасным образцом мастерства Родаковского может служить его знаменитый "Портрет генерала Генрика Дембиньского" (1852). Дембиньскнй руководил поляками, присоединившимися к восставшим венграм. Художник изобразил его в военном шатре. Облик генерала величествен и благороден. Родаковский стремился к тому, чтобы

зритель ощутил масштаб личности героя, его прекрасные человеческие качества. Определенная идеализация характера здесь оправдана самим замыслом портрета. Другая известная работа живописца "Портрет матери" (1853) - была отмечена большой золотой медалью в Салоне. Ни один из польских художников, пожалуй, не был известен в те годы так широко, как Родаковский. Зрителей привлекало мастерство его работ, легкость, артистизм исполнения.

Последнее десятилетие своей жизни Родаковский провел в Галиции, принадлежавшей тогда Австро-Венгрии. Он жил в Кракове, во Львове, временами ездил во Францию и Италию, жил в Вене. По-прежнему более всего удавались ему портреты. Свободные по композиции, привлекающие гармоничным светлым колоритом, они нередко очень интересны и с точки зрения передачи особенностей характера героев. Родаковский писал и композиции на темы польской истории, имевшие немалое общественное значение в условиях национального гнета австро-венгерской монархии. Но их эффектность сегодня кажется очень внешней по сравнению со строгостью решения портретов.

Чрезвычайно интересны и акварели Родаковского, исполненные им под Станиславом. В них мы встречаемся с целой галереей крестьянских типов, с характерными живыми и эмоциональными зарисовками народной жизни. Эти работы свидетельствуют о Родаковском как о наблюдательном мастере, как о человеке, который правдиво рассказал о тяжелой доле крестьян. Все это роднит Родаковского с художниками последующих поколений, обратившимися к социальной тематике.

Велика роль Родаковского и как деятеля польской культуры. Он был одним из организаторов школы изящных искусств в Кракове, музея народного искусства, он ратовал за создание передвижных выставок искусства, которые были бы предназначены для широких демократических кругов.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?