|
||
Розе Я.В Латвии, находившейся под двойным гнетом балтийских баронов и русского царизма, формирование национальной школы живописи задержалось до середины XIX века. В обстановке подъема национального самосознания получают известность и латышские художники-профессионалы, по мере сил стремившиеся рассказать о своей земле. Среди первых завоевавших признание художником латышей был Янис Станислав (Иван, как его именовали в русской прессе тех лет) Розе (1823-1897). Вместе со своими современниками историческим живописцем Карлом Гуном и замечательным пейзажистом Юлиусом Феддерсом он заложил основы развития латышской живописи. Янис Станислав Розе родился недалеко от Валмиеры, в северной Латвии. Первые навыки в живописи он приобрел в Риге у местных художников. Затем в Петербургской Академии художеств, где в 1854 году он получил звание свободного художника. Через два года Розе уехал в Мюнхен, бывший тогда одним из крупных европейских художественных центров, и пробыл там несколько лет, пополняя образование. В 1861 году он представил свои произведения в Петербург в Академию художеств. Высокий уровень их мастерства был вне сомнений, и первому из латышских живописцев Розе было присвоено звание академика живописи. Все это способствовало признанию художника. Все чаше и чаще к нему обращались с просьбой написать портрет. В Художественном музее Латвии в Риге экспонируются несколько весьма характерных работ кисти Розе, например ранний (1851) портрет Е. Цимзе и более поздний (1866) портрет С. Шафранова. Уже в портрете Цимзе привлекает внимательность художника к своей модели, его стремление передать особенности характера. В более поздних произведениях мы видим попытку точно и верно рассказать о человеке, порой, тонко передать его душевное настроение, проникнуть во внутренний мир портретируемого. Нетрудно заметить, что Розе часто акцентирует в портретах волевое, активное начало. Оно и неудивительно, так как круг людей, портретированных художником, как правило, ограничивался энергичными, деловыми представителями почувствовавшей свою силу рижской буржуазии. Такая трактовка совпадает и с той объективной исторической ролью, которую играл тогда этот класс в становлении латышского национального самосознания. Хорошо зная современное ему европейское искусство и искусство России, Розе остановился на типе портрета документального плана. Кроме Риги, где все-таки круг заказчиков художника был невелик, Розе часто работал в Германии, а также выступал на выставках, как правило, с работами портретного характера. М.А.Ocтpoвский |