Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Лауда Я.

В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке всеобщее внимание привлекла скульптурная группа, рассказывающая о трагическом событии в истории Чехословакии, захваченной в то время гитлеровцами. "Нападение на Чехословакию" (так называлась эта работа) скульпторы Ян Лауда (1898-1959) и Ян Баух изобразили аллегоричным языком, показав беззащитную лань, терзаемую хищником. Ян Лауда к этому времени был уже одним из известнейших художников Чехословакии. Работать в области скульптуры он начал очень рано. Скульптура "Торс", выполненная им в 17 лет, говорит о самобытном даровании юноши, его незаурядном пластическом чувстве. Еще в 1911 году Лауда занимался в ателье профессора С. Сухарда, много рисовал и лепил. Потом он несколько лет учился у Иосифа Драгоносского в художественно-промышленной школе в Праге. Некоторое время будущий художник служил в австрийской армии, но царившие там шовинистские, националистические настроения были чужды ему. В 1917 году Лауда поступил в Пражскую Академию изобразительных искусств. Он учился у известного чешского скульптора Яна Штурса и продолжил его работу над памятником выдающемуся педагогу Яну-Амосу Коменскому. Молодой художник с уважением относился к традициям национального искусства, досконально знал их, но не меньшую роль для него сыграло и знакомство с: паянием XX века, с творчеством Родена, Бурделя и Майоля. Три с половиной года Лауда работал в одном ателье с крупнейшим пражским скульптором Отто Гутфрсйндом, возвратившимся тогда из Франции в Прагу.

Ранние работы Лауды очень лиричны, строги и ясны но форме. Он пробует выразительные возможности разных материалов: бронзы, камня, майолики, но особенно любит терракоту. Молодой скульптор специально ездил в Берлин, чтобы изучить там в музеях работы из терракоты мастеров Ренессанса, в том числе Бенедетто ди Маяно.

Лауда стал одним из выдающихся представителей "социального искусства". Свои работы, отличающиеся социальной тематикой, он впервые выставил в 1922 году. Сочувствие к людям из народа, значительность жизни простого человека, чистоту его духовного мира Лауда утверждает в своих произведениях "Судомойка" (1922), "Гончар" (1923), "Голова старика" (1925). В 1920-е годы началась деятельность Лауды и в области монументально-декоративной скульптуры. Даже и при том, что многие его проекты остались не осуществленными, здесь им сделано очень много. Лауда автор ряда рельефов на административных зданиях в Праге. В 1925 году он исполнил большой геральдический рельеф герб над входом в Чехословацкий павильон на Биеннале международной художественной выставке в Венеции. Трехметровая композиция, решенная орнаментально, органично вошла в строгую архитектуру. Другой его геральдический рельеф, разрушенный фашистами в годы второй мировой войны, находился на фасаде архитектурной школы в Усте над Лабой.

В рельефах фонтана на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже (1925), Лауда великолепно использовал эстетические возможности цветной майолики. В конце 1930-х годов скульптор создал для Остравы свой крупнейший барельеф из гранита на мотивы из жизни шахтеров "Как делается уголь". К монументально-декоративной скульптуре относятся и его аллегорические бронзовые фигуры времен года "Весна", "Лето", "Осень", "Зима", а также "Ева" (1935). Во все периоды своего творчества Лауда успешно выступал и как портретист. Был он также одаренным анималистом. Многие его анималистические работы установлены в различных парках страны.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?