Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Ван Гог В.

Художников, которые вышли на авансцену французского искусства несколько позже, чем импрессионисты, часто условно называют "постимпрессионистами" (от лат. post - после). Одним из самых крупных постимпрессионистов был Винсент Ван Гог (1853-1890), творчество которого оказало большое влияние на развитие искусства нашего века. Ван Гог родился в голландской деревушке Гроот-Зундерт в семье протестантского пастора. Шестнадцати лет он стал служащим художественной фирмы Гупиль и начал работать в различных ее филиалах - в Аахене, Брюсселе, Лондоне, Париже.

Вскоре впечатлительный и любознательный молодой человек стал тяготиться окружавшей его средой. В поисках смысла жизни он обратился к религии и занялся миссионерством. Начав проповедовать Евангелие на угольных копях Боринажа в южной Бельгии, он хотел, следуя христианскому учению, принести себя в жертву любви к ближнему. Однако церковные власти, увидев страстное проявление участия нового миссионера к жизненным невзгодам шахтеров, поспешили отказаться от его услуг. Подавленный неудачей, Ван Гог решил посвятить себя живописи, уверовав в ее великую действенную силу.

В Брюссельской Академии художеств он в течение нескольких месяцев изучал рисунок, анатомию, перспективу. Позднее он поехал в Гаагу и Антверпен. Там его потрясли произведения Рубенса. Весной 1886 года Ван Гог попал в Париж. Здесь он сблизился с художниками импрессионистами и неоимпрессионистами. Увлечение современной живописью Ван Гог сочетал с преклонением перед такими художниками, как Милле и Делакруа, сохраняя при этом спою самобытность.

Покинув Париж, Ван Гог живет главным образом в Арле и Овере. Неустроенный житейски, постоянно нуждающийся, он видит единственное спасение в живописи, он мечтает основать в Арле колонию художников. Последние годы жизни, страдая тяжелым психическим заболеванием, Ван Гог в промежутках между кризисами продолжал работать и писать картины. Во время приступа депрессии он покончил жизнь самоубийством.

В творчестве Ван Гога отразилась сложная противоречивость и смятенность душевного мира современного ему человека. Этого честного и искреннего художника глубоко волновали окружающая жизнь, страдания людей, социальные проблемы. Обостренность мироощущения Ван Гога влекла за собой такие особенности его живописи, как деформация, утрировка реальных форм, напряженность почти диссонирующих красочных сочетаний, нервный извивающийся мазок. Ван Гог писал портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты.

Главными героями его произведений голландско-бельгийского периода были люди труда: шахтеры Боринажа, рыбаки и бедняки Гааги, крестьяне Дренте и Нуайена. Художник стремился создать яркие национальные типы, правдиво отразить тяжелую жизнь "униженных и оскорбленных" ("Отчаяние", 1882; "Едоки картофеля", 1885 и др.). Знакомство с открытиями в области цвета в живописи французских импрессионистов высветляет палитру художника. В поисках новой остроты образов и композиций он обращается к звучной напряженности цветовых контрастов. В последние четыре года своей жизни Ван Гог создал огромную серию картин, которая впоследствии ясно определила его роль в истории европейского искусства новейшего времени. К числу наиболее характерных и значительных его работ этой поры принадлежит, например, картина "Ночное кафе в Арле" (1888). Беспощадна в своей правдивости картина "Круг заключенных" (1890), изображающая прогулку арестантов в каменном мешке тюремного двора. Восхищением перед силами природы, покоряющей человечностью проникнуты пейзажи "Ла-Кро" (1888), "Дерево в цвету" (1888), "Дорога в Овере после дождя" (1890), а также натюрморты "Подсолнечники" (1888), "Белые розы" (1890).

Вместе с тем художник создает произведения, исполненные тревоги и смятенности ("Звездная ночь. Сен-Реми", 1889). В своих портретах Ван Гог стремился к острой психологической характеристике, раскрытию напряженности переживаний своих моделей (портрет доктора Рея, 1889; многие автопортреты). Последние картины Ван Гога ("Портрет доктора Гаше", 1890; "Вороны над полем пшеницы") словно отобразили тягостные раздумья художника о жизни и смерти.

Исключительный интерес представляют письма художника. Их можно отнести к числу самых интересных "мемуаров" конца XIX столетия.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?