Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Опекушин А.М.

"Когда я был еще подростком, - пишет в своих воспоминаниях писатель Н. Д. Телешев, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества. В центре Москвы, во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской площадью, в 1880 году 6 июня открывался памятник Пушкину - первый памятник писателю. Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям".

Автором первого в России памятника А. С. Пушкину, воздвигнутого на общественные средства по всенародной подписке, был известный скульптор Александр Михайлович Опекушин (1838-1923).

Много пришлось пережить Опекушину, прежде чем он был признан как художник. Отец его, крепостной крестьянин Ярославской губернии, был потомственным лепщиком-декоратором и скульптором-самоучкой. Заметив в сыне большие способности, он стал всячески поощрять их. когда мальчик подрос, его удалось определить в Петербург в артель лепщиков и штукатуров. Позднее он работал в скульптурной мастерской академика Д. И. Иенсена, при содействии которого получил, наконец, вольную и окончил Академию художеств. Еще в годы учебы в Академии Опекушин стал сотрудничать со скульптором М. О. Микешиным. Наиболее плодотворно протекала их совместная работа над памятником "Тысячелетие России" в Новгороде (1859-1862), для которого он исполнил фигуру Петра I, и над памятником Екатерине II в Петербурге (1862- 1873). Опекушин исполнил для этого памятника 9 статуй русских деятелей XVIII века. В 1872 году, когда отмечалось двухсотлетие со дня рождения Петра I, Опекушин создал целую серию портретов великого преобразователя России. За работу над статуей Петра он был удостоен звания академика. В том же 1872 году начался широкий восьмимесячный конкурс на памятник А. С. Пушкину. В нем приняли участие многие известные русские скульпторы. К осуществлению был утвержден проект Опекушина.

Памятник предполагалось установить в Москве на Страстной площади, но там помещался монастырь, и духовенство заявило протест. Тогда городские власти отвели для него место у входа на Тверской бульвар. Опекушина крайне огорчило, что статуя будет обращена спиной к солнцу. Однако ее пришлось установить на указанном месте. Лишь спустя семьдесят лет в августе 1950 года памятник Пушкину был поставлен на то место, на которое первоначально рассчитывал скульптор. Высеченная на памятнике надпись кончалась следующими словами:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Царское правительство запретило высечь следующие строки:

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Эти строки появились на памятнике лишь спустя более полувека, когда советский народ отмечал столетие со дня гибели Пушкина. Памятник Пушкину с полным правом можно отнести к шедеврам русской скульптуры. Традиции русского классицизма, пластическая ясность и возвышенность замысла сочетаются в нем с исторической конкретностью и достоверностью образа. Скульптору удалось найти простую, но выразительную композицию фигуры поэта и удачно связать ее с постаментом.

Помимо памятника Пушкину в Москве, Опекушин вылепил необычайно выразительную, вдохновенную голову поэта. Он исполнил также памятник Пушкину для Петербурга (1884) и Кишинева (1885).

Опекушин принимал участие во всемирном конкурсе на памятник известному естествоиспытателю К. М. Бэру и в конкурсе на памятник М. Ю. Лермонтову. В памятнике Лермонтову (1889), установленном в Пятигорске, Опекушин стремился разрешить труднейшие задачи монументальной скульптуры, органически связав фигуру с окружающим пейзажем. Этот памятник завершил период расцвета творчества Опекушина. Последние годы жизни скульптор провел в родных местах, неподалеку от деревни Свечкино, где он родился. Похоронили Опекушина на берегу Волги. Таково было его завещание.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?