Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Вальдмюллер Ф.

В 1849 году, через год после поражения буржуазно-демократической революции, в Вене вышла небольшая книга "Предложения к реформе австрийской королевской Академии". Как и предыдущий труд того же автора "О более целесообразном преподавании живописи и пластики", она вызвала бурю в академических кругах. Профессора Венской Академии художеств были возмущены своим коллегой Фердинандом Георгом Вальдмюллером (1793-1865): он не только посмел критиковать святая святых - незыблемые академические принципы, - но и утверждал преимущество наблюдения над современной жизнью города перед высоким классическим стилем аллегорической живописи. Возмущенная Вальдмюллером реакционная академическая администрация не постеснялась снизить непокорному профессору жалование до уровня музейного сторожа, а затем самый популярный среди студенческой молодежи педагог был отстранен от преподавания. Может быть, здесь сыграло свою роль то обстоятельство, что Вальдмюллер оказывал поддержку молодым художникам венграм, боровшимся за создание национальной школы живописи. В раздираемой противоречиями многонациональной, "лоскутной", как ее звали зарубежные историки, империи - Австро-Венгрии - габсбургское правительство преследовало все национальное, венгерское. Вся внутренняя политика строилась в расчете на разжигание национальной розни, на ослабление национально-освободительного движения.

А между тем, Вальдмюллер был, вероятно, самым лучшим живописцем Австрии в те годы. Он был человеком многогранным и увлекающимся. Художник хотел как можно непосредственнее и живее рассказать о том, что он видел вокруг. Работал Вальдмюллер главным образом в Вене, а также в Аграме (ныне Загреб), Праге, Брюнне (ныне Брно), неоднократно посещал Италию, Францию, Германию и другие страны, писал портреты, пейзажи, сцены крестьянской жизни.

Свои первые портреты Вальдмюллер показал на академической выставке в 1822 году. Он был опытным и серьезным художником. Если ранние портреты выдают еще внешнее, поверхностное суждение автора о его моделях, то в зрелых произведениях отчетливо проявляется интерес Вальдмюллера к глубоким и весьма сложным психологическим решениям. В одной из самых значительных работ художника -- портрете графа А. К Разумовского (1835) передано спокойствие и сдержанность известного русского дипломата. Очень важно для Вальдмюллера и точное воспроизведение кабинета графа, и то, что изображен Разумовский в халате, в домашней обстановке. Художник не любил пышности и эффектности модного парадного портрета. Его портреты, по существу, носят жанровый характер. Именно в жанровой живописи Вальдмюллер чувствовал себя наиболее уверенно. Как и мастера немецкого бидермейера, он показывал мелкого буржуа в кругу его семьи, его маленькие радости, а иногда обиды. Конечно, Вальдмюллер не вскрывал, да и не мог вскрыть противоречия общественной жизни Австро-Венгрии. Однако на фоне официального бездушного искусства картины Вальдмюллера, нелишенные привлекательности и поэзии, воспринимались как утверждение ценности жизни "маленького человека". Для манеры Вальдмюллера, порой, характерна почти фотографическая точность в передаче натуры. Правда, со временем она несколько видоизменяется. Художник начинает интересоваться проблемами передачи солнечного света, "дыхания" природы. Уже с 1830-х годов его увлекает задача включения фигур и фигурных групп в пейзаж ("Уголок в Пратере", 1831). Нередко в картинах Вальдмюллера проступают черты сентиментальности, в его удачных произведениях есть ощущение непосредственного восприятия жизни.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?