Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

КОЛОКОЛА

Наш пятиэтажный дом стоит в самом центре Потсдама в окружении больших деревьев, пышных кустарников и уютных двориков. Каждый вечер после окончания работы в мастерской и захода солнца я выхожу на балкон, усаживаюсь в кресле, закуриваю, устремляя взор в бесконечно-вечные небеса. Недалеко от дома медленно катит воды небольшая река Хофель, а ещё ближе , на расстоянии двухсот метров, стоит кафедральный собор Святого Николая. И вдруг, нарушая привычный немецкий уют, начинают, сначала едва тихо, а потом всё громче и громче звучать колокола на соборе. Через несколько секунд к ним присоединяются колокола французской церкви, и вся округа наполняется этим всевозрастающим гулом. И даже рёв реактивного самолёта не слышен в этом равномерном, однотонном гудении колоколов, не говоря уже о шуме проезжающих машин и трамваев. Конечно, равномерные удары немецких колоколов не идут ни в какое сравнение с тончайшими переливами и многоголосным богатством русских колоколов. Звуки наших колоколов как будто льются из людских сердец в соединении с небесным набатом. А немецкое равномерное, однотонное звучание напоминает мощнейшие удары кувалд по стальным сваям, вгоняемым в землю. И тогда тёмные силуэты птиц срываются с ветвей деревьев и уносятся куда-то вдаль. И только один голубь, сделав несколько кругов перед балконом, садится на моё плечо, а затем спускается на ладонь. Он знает, что я его не трону, а дам кусочки булочки, которую он тут же начинает клевать. И что любопытно, после нескольких поклёвок он делает паузу, задирает свою головку и смотрит с благодарностью своими черными бусинками - глазами в мои глаза, как бы говоря: "Спасибо, старичок. Уважил!" Он уверен, что и на следующий вечер его будет ждать угощение. Остатний кусочек булочки он уносит с собой. Вероятно, своим детям. Но перед отлётом он делает несколько шажков на ладони вперёд и назад, точно танцуя "Семь сорок". Я тихо говорю ему: "До свидания, Хаим, до новой встречи!" - и вновь поднимаю глаза в небо.

Тёмно-фиолетовая гладь небес затягивается тучами, в прогалах которых застыли голубые точки звёзд. Мой взгляд стремится вознестись ещё выше, туда, куда нашему привычному зрению путь закрыт. Я слышу голос: "Да, земному зрению путь закрыт. Согласен. Но в то же время открыта безграничность для фантастического представления о безбрежности мироздания и роли и месте человеческой судьбы в нём. Что скажешь на это?"

- А что тут говорить? Так оно и есть. Я скорее чувствую, нежели осознаю, что моя жизнь, от её появления до сегодняшнего дня, до сегодняшней минуты и секунды есть не что иное как мельчайшая, микроскопическая пылинка в пространстве бытия. И тогда с необъяснимой настойчивостью в моём сознании встают извечные вопросы человечества: кто я, в чём смысл моей жизни, зачем я пришёл на эту землю , есть ли потусторонний мир, а если и есть, то что я скажу Богу, когда увижу Его?

И тогда мой внутренний голос вопрошает меня: " А ты сначала ответь, что для тебя является первичней - ты или окружающий тебя мир? Ещё проще - что первичней, субъект или объект?"

И вот тут на эти сложнейшие вопросы с моей стороны должны были бы прозвучать не менее серьёзные и глубокие по содержанию ответы, но произошло совсем обратное. Я вдруг услышал какой-то старческий, язвительно-гундосный ответ: "Ты лучше вспомни, когда ты был совсем маленьким, в детском садике, вас, детей, усаживали на горшки перед сном и ваш воспитатель по имени Потц Кишен Тухес что-то вам говорил. А говорил он о книге Ленина "материализм и импириокретинизм", о первичности материи и вторичности сознания. Вспомнил?

- Да, конечно, припоминаю. Уже будучи сам преподавателем марксистско-ленинской философии в институте, я говорил на лекциях и семинарах своим студентам, что объективный мир существует независимо от субъекта и его сознания, что наши представления о мире, как о внешней реальности, есть всегда вторичные, и что сама объективная реальность не зависит от восприятия и понимания субъекта.

И здесь совсем неважно, на каких позициях стоит сам субъект: является ли он сторонником взглядов Платона, Шопенгауэра, Юта. Я говорил, что движение, пространство, время, жизнь и т.д. - всё это есть свойства или проявления свойств и взаимодействий различных видов материи, которые в совокупности и образуют мир или всю объективную реальность, которая есть некий механизм, работающий в соответствии со своим устройством, на который люди могут оказывать ограниченное влияние. И даже иллюзии являются реальностью. Сам термин "объективная реальность" подчёркивает разницу между восприятием реальности и действительностью и означает данность, свободную от субъективных влияний.

На вопрос, что представляет собой субъективный мир, я отвечал, что субъективное - это то, как в человеческом сознании отражается объективная реальность. Субъективный мир строится из самовыделения себя в море эмпирической информации. И тут же приводил слова Карла Маркса: "Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Если объективный мир - это то, что существует реально и что никогда не может быть полностью познано человеческим разумом, то сознание - это "зеркало", в котором отражается объективный мир в виде субъективного мира каждого конкретного человека.

"Но ведь "зеркало" может быть кривым!" - воскликнул один из студентов.

Совершенно верно, - отвечаю я. - "Зеркало" может быть не только кривым, но и мутным и даже треснутым. Такое "зеркало" мы можем найти у людей, страдающих параноидальными расстройствами, психическими заболеваниями, в состоянии глубокого опьянения или стрессовых ситуаций. Тогда у таких людей объективный мир может в нём предстать искажённый, в карикатурном виде. Подобное "кривое зеркало" может иметь не только один или группа людей, но целый народ. Достаточно вспомнить судьбу немецкого народа накануне Второй мировой войны. (Сегодня к этому печальному замечанию я добавил бы трагическую судьбу народа Украины и убийства мирных граждан, творимые киевской властью, у которой произошёл не только вывих сознания, но почти полное его затмение. Конечно, здесь речь не идёт о простых и честных людях братской нам страны. Хочется верить, что недалёк тот день и час, когда народ Украины очнётся и нынешние правители его понесут заслуженное наказание.)

В последние годы моего пребывания в Германии я всё больше и больше стал задумываться не только о соотношении объективной реальности с субъективной реальностью. Казалось бы, полученные мною знания должны были бы дать на эту диалектическую взаимосвязь вполне материалистический ответ. Конечно, материя первична, она определяет сознание - звучит один голос во мне. А другой голос спрашивает меня:" А ты в этом твёрдо убеждён?"

- Нет, - отвечаю я самому себе. - Объективная реальность - это наше субъективное зазеркалье. Нет ничего того, чего бы мы не могли помыслить. Да, объективный мир складывается из мозаики мелких субъективных представлений. Да, человек строит мир вокруг себя и внутри себя, наполняя "смыслом" окружающие предметы, действия, слова. И сказано было: "Познай самого себя, и ты познаешь мир!"

Но почему я, в прошлом закоренелый материалист, сегодня всё больше и неизбывнее начинаю чувствовать даже на подсознательном уровне, что моё "Я" первичнее, изначальнее всего материального мира? Почему слова нашего гениального поэта "Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт, и тленья убежит" стали для меня не просто поэтическим образом, но и твёрдой уверенностью, что не только мои деяния на поприще художника и поэта переживут меня и откликнутся в душе хотя бы одного человека грядущего дня, но и что сама моя душа бессмертна. Мой голос восклицает:

Скажи, ты веришь в Бога?
Верую всем сердцем, - отвечаю я
А коль веруешь, что значит Бог для тебя?
Святой Дух, Отец и Сын!
Докажи! - снова звучит голос.

- На логическом уровне доказать существование Бога нельзя и по существу бессмысленно. Библия никогда не пыталась доказать существование Бога. Библия скорее предлагает Его существование с самого начала, она лишь открывает природу, характер и дела Божьи. Я считаю, что хорошим обобщающим определением Бога является "Верховное Существо, Творец и Правитель всего существующего". Сущий, совершенный в силе, доброте и мудрости. Бог - бесконечный, несравненный и неизменный. Бог существует во всём мире, и все Его дела вытекают из Его сущности.

- А кто создал Бога? Ведь если есть нечто, то, значит, должно быть и его начало.

- Вопрос не только некорректен, но и абсолютно бессмысленен. Признать родителей Бога - это грубая ложь и брехня заблудившегося сознания. Тогда давая признаем, что и у тех "называемых родителей" Бога есть бабушка и дедушка, а у тех свои родители, и так до бесконечной глупости. Здесь земные ориентиры не проходят. У Бога нет ни начала, ни конца. Бог - это не космический компьютер или безликое биополе планеты. Можно возвести Эйфелеву башню, пирамиду Хеопса, сотворить теорию относительности, теорему Пуанкаре, открыть существование "чёрных дыр" во вселенной и создать Сикстинскую мадонну и привести неоспоримые доказательства и материальные свидетельства существования разумной жизни на других планетах. Кто с этим спорит? Но признать, что у Бога есть начало. Что Он даже "появился" из НИЧЕГО и превратился в НЕЧТО - это грубое, вульгарное и безнравственное представление о Боге. Рассуждая подобным образом и признавая, что за Богом стоит некое "начало", следует признать, если быть последовательным, что у любого начала должен быть и конец. А Бог - бесконечен в пространстве и времени, ибо те же пространство и время являются производными от Его деяния. Все реалии мира, все Его дела вытекают из Его сущности.

Бог создал мир, Он активно поддерживает мир, Он выполняет вечный план, который включает прежде всего искупление человека от проклятия греха и смерти.

- И всё-таки, можно ли людям узнать что-то о Боге?

- Конечно, по Его чудесам и через пророков-избранников, которые возвещают людям о Его истинном представлении о Себе. Да ты и сам знаешь, что Бог - это Всемогущая Личность, которая является Творцом неба, земли, всего сущего и Промыслителем вселенной.

В лице Своего Сына Иисуса Христа Бог стал человеком, перевоплотился на миг тысячелетий в конкретную земную личность древней Иудеи. И Сын Божий стал Сыном Человеческим и, соответственно, "мостом" между Богом и человеком. Лишь через Сына Божьего мы можем иметь прощение грехов, примирение с Богом и вечное спасение. В Иисусе Христе воплотилась и обитает вся полнота Божества. Для того, чтобы действительно понять кто такой Бог, всё, что мы должны сделать, - это обратить свой взор на Иисуса Христа. И поступать по Божьим заповедям.

Мои мысли прерывает голос моей жены, которая, приоткрыв двери балкона, тихо спрашивает: "Ты не замёрз? Ты уже целый час на балконе. На, вот тебе халат, накинь на себя".

О, моя жена, ты воистину мой ангел-хранитель. Ты смотришь на меня как на своего маленького сыночка, без твоей ежедневной заботы и любви я давно бы отдал концы. Ты воистину мой дар небесный. Я каждый день, утром и вечером молю Бога о твоем здоровье. Я точно знаю и абсолютно уверен, что Бог меня слышит и внемлет моим стенаньям.

Проходит час, и мир вокруг меня наполняется тишиной. Почти не слышно людских голосов, шума машин на дорогах. И вдруг, разрывая тишину, сначала едва слышно, а затем всё громче и громче, начинают гудеть колокола на соборе, пока не заполняют своими равномерными и всё возрастающими мощнейшими раскатами всю видимую и невидимую округу. В такт этому гудению я почему-то начинаю про себя цитировать строчки поэта:

- Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты - вечности заложник,
У вечности в плену.

Постепенно гул колоколов стихает, гаснет свет в окнах соседних домов, Потсдам готовится ко сну. А в моей голове вновь и вновь продолжают ворочаться мысли о Боге, о мире, собственной судьбе и моих близких людях. И вдруг неожиданно приходит одна мысль - откровение. Да, Бог - это высшая Духовная Сущность, которой свойственно Абсолютное совершенство, Всемогущество и Верховная власть над миром, сверхъестественным и материальным, Бог - это воплощение Добра, Света и Разума, Его присутствие и наличие пронизывают всё и вся.

- Дальше, дальше, - тороплю себя. - А раз так, а это именно так и есть, Всемирный Дух является первоосновой всего сущего. Значит, и сама объективная реальность во всех своих формах и видах проявления есть производное этого Духа, полностью определяется его сущностью.

- Дальше, дальше, иди дальше, каков же вывод? - звенит во мне голос. - А вывод - вот он: субъективное первичнее объективного, оно начало и венец всему сущему. Материальное подвержено смерти. А Дух - нет! Он - бессмертен! Ведь сказано было: "И сотворим Человека по Образу и Подобию Своему!" По какому образу и подобию? Да понятно же по какому - по Образу и Подобию Бога. А Бог, как всемирный Дух, бессмертен. Значит, если и я являюсь некой проекцией этого Всемирного Духа, пусть слабой, пусть даже приблизительной, то и моя душа является бессмертной. Да, земле - земное, земля заберёт моё тело, а вот душа не будет знать тления, она станет бессмертной.

- Ну почему "станет", почему в будущем времени? - звучит во мне голос-.Она и до твоего появления на земле существовала!

- Да ладно, кончай мудрить. Я, как человек, появился на земле 27 апреля 1838 года на Украине после того, как мои родители зачали меня в любви. Не будь их - не было бы и меня .

- Ты в этом уверен? - хихикает во мне голосок. - Посему я задал тебе другой, на первый взгляд провокационный вопрос: - А ты твёрдо уверен, что ты есть ты? Ты, который только что поставил вопросительный знак в предложении?

- Да, а кто же ещё? Не Пушкин же?

- А ты твёрдо уверен, что не Пушкин?

- Уверен!

- Вай-вай! Ну не будь таким эгиком. Помнишь строчку из песни: "На тебе сошёлся клином белый свет!"? Нет, было бы глупо отрицать твою теперешнюю земную данность. А вот с сущностью этой данности - не так всё просто.

Вот ты только что сказал, что ты не Пушкин. Ответ твой был по сути механическим, ибо он лежал на поверхности очевидного. Всё так и не так. А вот если копнуть не рациональной лопаткой по мозговому веществу, а иррациональным, интуитивным ковшом по убежищу твоего духа, то тут всё окажется гораздо глубже и загадочнее. Посуди сам, ведь Бог создал человека по Образу и Подобию Своему. Понятия "образ" и "подобие" на первый взгляд близки и тождественны. Но это на первый взгляд. А по существу это далеко не так. Но давай не будем вдаваться в теологическую характеристику этих лексических терминов. Здесь важно совсем другое. Главное же заключается в том, что человек есть духовная проекция самого Бога в лице только одного человека. Это уже потом, после первого грехопадения Адама и Евы на земле появляются люди. Но первый человек был идеальным воплощением замыслов Самого Господа Бога. И заметь, что речь здесь идёт только об одном-единственном человеке, а не собирательном понимании "человек", как понятии социально-культурной общности людей, рассеянной по всему земному шару. Можно долго говорить о змее-искусителе, о крушении Вавилонской башни и возникновении множества языков, о происках дьявола и сатаны в истории и судьбе человеческого рода. Давай не будем отвлекаться, а сделаем ударение на том, что когда Бог под сердечную копирку Своей сущности создавал первого человека, то Он возжелал увидеть в нём свою проекцию в её идеально-земном виде. Произошло то, что должно было произойти, - единичное стало многомерным. Сегодня мы можем долго рассуждать на тему, всё ли так совпало, соединилось в замысле с Его земной проекцией в облике человека и был ли Сам Творец удовлетворён тем образом, который был первоосновой на Его эскизе, а затем был воспроизведён на земном полотне. Но сие есть тайна, не подвластная нашему человеческому разуму. Вспомнились слова великого Альберта Эйнштейна: "Бог изощрён, но не злонамерен".

Но не будем отвлекаться. Здесь главное уяснить для себя, что всё человечество, от древнейших времён до сегодняшнего дня , да и в будущем, есть проекция замысла Божьего. Другими словами: множество, вобравшее в себя единичное, и единичное, вобравшее в себя множество. (Происки дьявола сознательно опускаю. Не о них речь.) Вот почему в каждом человеке без исключения заложен свой Пушкин, свой Моцарт, не говоря уже о злыднях мира. У одних людей они находятся в зачаточном виде , так и не вызревая до своих подлинных размеров в силу различных причин, у других они достигают грандиозных размеров в силу тех же причин. Здесь главное уяснить для себя : " Дьяволу служить или Пророку?", как сказал мой друг, поэт Юрий Левитанский. Человек рождается свободным в этом мире, и право выбора остаётся за ним. Вот почему моё "Я" есть много миллиардная совокупность "Они", вот почему и во мне есть маленький Пушкин и маленький Рафаэль, равным образом, как в том же реальном Пушкине или реальном Рафаэле находилось и моё "Я" - Илья в своём грядущем воплощении.

- Секунду, стоп! - вопит во мне голос. - Но если быть до конца последовательным в рассуждениях, тогда и в тебе самом, хочешь ли ты этого или нет, притаился маленький Гитлер, пусть даже в эмбриональном виде, а в самом реальном, некогда жившем Гитлере был и ты, Илья - поэт, художник. Что скажешь на это?

Мне почему-то пришли в голову слова Фридриха Ницше:"Культура - это лишь тонкая яблочная кожура над раскалённым хаосом". Но я должен ответить на вопрос. И я , подумав, сказал: - Да, и во мне есть частица зла, мой микроскопический Гитлер. Нужно быть предельно честным не только по отношению к людям, но прежде всего честным по отношению к себе. Если бы моего красавца кота Максимилиана кто-то из подонков, не дай Бог, убил или покалечил, я не задумываясь, изувечил бы его. Я уже не говорю о своих родных и близких. Каждый человек не безгрешен. Вспомни, например, праведные слова Иисуса Христа в защиту Марии Магдалины, брошенные разгневанной толпе.

Другое дело, добро или зло возобладают в человеке не только в пограничных, стрессовых ситуациях его жизни, но и в обычной, повседневной жизни. Всё зависит от его выбора, его нравственной сути. При этом нельзя упускать из вида ту ситуацию, те жизненные обстоятельства, в которых находится человек в данный момент. И всё-таки Евангельские слова "Не судите, да не судимы будете" для меня остаются основополагающими.

Что же касается Гитлера, то я абсолютно уверен, что когда будущий фюрер находился в младенческом возрасте и лежал в колыбели, был ангелоподобен. В нем были в зародыше тот же Бетховен, Дюрер или Рафаэль. Но и я был в нём, как некая микроскопическая молекула неразвившегося и загубленного позже творческого позитивного начала. Но маленький Адольфик, малышка Шикельгрубер вырос в Адольфа Гитлера - человека палача и убийцу двадцатого столетия, потопившего в крови миллионы и миллионы людей, своё истинное предназначение быть человеком, но так и не ставшего им.

- Но скажи честно, положа руку на сердце, если бы сегодня вдруг фюрер оказался бы жив и предстал перед судом человечества, а ты на этом суде оказался бы главным судьёй, ты бы приговорил его к смертной казни? Учитывая, что вся твоя родня, начиная от раввина дедушки Пинхаса, бабушки Ханы и кончая их годовалой внучкой Шелечкой, были уничтожены в Бабьем Яру. Ответь честно!

- Лично я не убил бы его, но приказал врачам взять его органы и пересадить больным людям. При этом, не называя им донора. А самого фюрера положил бы под капельницу, чтобы он до конца дней своих проклятых корчился бы от невыносимых болей.

А если серьёзно, то я уверен, что есть Божий Суд, и этот ирод и палач всечеловеческий сегодня находится в Аду.

Снова, разверзая ночную тишину, начинают мерно и однотонно, с каждым новым ударом наращивая силу и мощь, звучать колокола: бам... бам... бам... Их маршеобразный ритм почему-то рождает во мне чеканную мелодию песни "Бухенвальдский набат".

- Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: Гудит со всех сторон -
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь,
Это жертвы ожили из пепла,
И воскресли вновь, и воскресли вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд,
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган -
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон -
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон
Звон плывёт, плывёт над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
- Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир.
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Царапая перышком возбуждённого воображения по обочине сознания, я вдруг начинаю вспоминать удивительные и необъяснимые с материалистической точки зрения случаи, которые имели место в моей жизни и которые были мной рассказаны моим друзьям и родным. Почему именно в данный момент они всплыли в памяти? Ответа точного нет. Когда-то я написал стихотворение, которое начиналось такими строчками:

- Не я строку определял.
Строка меня определяла.

Может быть, поэтому? Не знаю. Но факт остаётся фактом: я действительно больше самого себя. Свидетельствую на отсечение памяти и руки! Что было - то было.

Однажды, по дороге из Москвы в Брест на машине, я сказал своему приятелю Косте: "Смотри, сейчас за поворотом, в километре от нас, с левой стороны дороги будет на пригорке стоять маленькая белая церквушка".

- Откуда ты знаешь? - удивлённо спрашивает он. - Ты что, здесь бывал когда-то?

- Нет, - отвечаю ему. - Никогда не жил и не бывал.

И вдруг, через несколько минут, с левой стороны дороги действительно появляется белая церквушка.

- Ё - моё, - только и смог произнести Костя, потирая глаза. - Действительно церковь.

Подобный случай имел место, когда на машине я с профессором Кузником Борисом Ильичем ехал из Читы в аэропорт. Я в точности рассказал ему об озере, деревушке на её берегу, о стогах сена, которые мы должны лицезреть через несколько минут. Он был очень удивлён.

- Вы что, Илья, здесь уже бывали когда-то?

- Нет, - отвечаю ему. - Не бывал. Но мой двойник был.

Видя его удивление, я поведал ему ещё об одном случае. Подъезжая с женой к Таллину я в подробностях ей описал картину ландшафта, которая предстанет перед нами за поворотом через несколько минут.

- Ты здесь бывал до меня? - спросила она.

- Бывал.

- А когда?

- В годы правления Петра I.

- И кем же ты был в те времена?

- Точно не могу сказать, но знаю, что жизнь моя была связана с книгой.

Жена только покрутила пальцем у виска и, вздохнув, произнесла: "За какие грехи Бог наградил меня таким счастьем?" И... поцеловала меня.

Живя в Германии и бывая в разных её городах и весях, я неожиданно застывал перед тем или иным домом, ратушей или лесным пейзажем. Сердце замирало от нахлынувших воспоминаний. Всё было так до боли знакомо и так по родному близко. Но я ведь никогда здесь не был , я вижу всё это впервые. Почему же мне так необъяснимо хорошо, почему?

Но другой голос говорит во мне: - Всё проще простого.

Здесь срабатывает твоё ассоциативное воображение, которое накладывает копирку на нечто увиденное тобой в прошлом, проецируя его на тот же реальный дом или сквер, но уже в настоящее время. Здесь нет ничего ирреального и мистического.

- Но почему, почему мне всё-таки так хорошо на сердце? - жалобно вопит во мне другой голос.

- Да потому, что ты художник, и у тебя наиболее развито чувство воображения и чувство образного мышления.

- Может быть , и так, может быть, и так, - отвечает другой голос. - Но тогда скажи, откуда я мог назвать то место, где будет стоять церквушка по дороге в Брест, описать с точностью невиданный мной никогда городской ландшафт на подъезде по дороге к Таллину? Что молчишь, нечего сказать? Прости, не понял. Повтори! Ты говоришь, что во мне есть дар предвидения, что я обладаю способностями экстрасенса, мощнейшим биоэнергетическим полем.

Возможно, что это и так. Не случайно металлическая рамка, направленная на мои картины, начинает вращаться вокруг своей оси 5 метров до них, когда у других картин современных художников она замирает уже около одного или двух метров. Больше того, скажу, что на моих сеансах живописи люди, никогда не державшие до этого кисти в руках, создают свои картины, не веря собственным глазам. И это тоже правда. Правда и то, что я могу сказать точно, какая из двух команд выиграет, глядя на тот или иной матч по футболу, транслируемый по телевидению. Но сейчас речь не об этом, хотя и эти примеры наглядно иллюстрируют тайну способностей человека, заложенных от рождения, которые были в прошлом самой реальностью моих двойников. Но сегодня силу различных обстоятельств, они тонким лучиком могут сверкнуть на поверхности усредненного сознания или в грядущем вспыхнуть заревом мощнейшего таланта и даже гения!

- Не понял! - воскликнул во мне голос. - А можно проще сказать?

- Ты всё понял, но только не хочешь себе признаться в этом.

- Ну прошу, скажи проще свою мысль, - не унимался голос.

- Проще? Изволь. Любой человек больше самого себя!

Подняться на вершину своего духовного Эвереста обязан любой житель земли. Во имя Бога и тех, кто был его прообразом в прошлом, во имя тех, кто живёт с ним рядом, и во имя тех, кто придёт в будущем и в ком должны светиться отблески его души и его добрых деяний. Это только мы, люди отмечаем рождение, жизнь и смерть человека хронологическими рамками его бытия на земле. Так и высекаем на могильных плитах дату рождения и через тире дату смерти. Но это по земным, материальным, визуальным меркам. А на самом деле это не так. Я думаю, что наша земная жизнь - это всего лишь школа, подготовительный класс к небесной жизни нашего духа. В зависимости от того, как ты учился, как ты жил на земле, творил ли любовь или зло, зависит твоя оценка на небесном экзамене, который должен пройти каждый из нас без исключения. А Бог, ты знаешь, есть Дух, безначальный и бесконечный, Бог - есть высший Разум и высший интеллект. А Всемирный Дух - есть любовь. Об этом, как ты знаешь, сказано впервые в откровении Иоанна Богослова - любимого ученика Христа.

- Но и во мне есть дух и душа.

- Верно. Человек земли может стать настоящим человеком, если произойдёт его духовное единенье с любовью Творца. Христос говорит, что Царство Божие внутри человека! Зайти в это царство любви и жить по его законам - вот что желает Бог от каждого из нас. Вспомни, как за эту любовь шли на пытки, на костёр, на смерть люди нашей земли, вспомни жизнь наших святых - великомученников. Не надо искать земного благополучия. Земное благополучие ищет антихрист. Христос был странником. Он говорил: "Ищите царство Божие, и это приложится вам!" А царство Божие - это Дух Божий, а душа человека - это проекция Души Бога. Христианство говорит, что в тебе счастье сокрыто, но путь к нему открыт. Всё зависит от нашего выбора - по какому пути нам идти в этой жизни. Главное - не забывать творить добро и любовь на земле и не забывать, что душа человека - вечна!

- Слушай, - говорит голос, - а если ты пройдёшь небесный экзамен у Бога и Он тебе выставит удовлетворительную оценку в Своём табеле, куда денется твоя душа и что с ней станется? Что думаешь?

- А ты вспомни, что произошло с Иисусом Христом после Его распятия на кресте на третий день.

- Но я же не Христос.

- Правильно. Верно подметил. Ты не Христос. Но душа твоя вечна. А раз это так, то вполне вероятно, что Бог сочтёт нужным послать её вновь на землю для нового воплощения и после новой смерти тела забрать её вновь к Себе, а затем вновь и вновь делегировать её на землю, а возможно, и на какие-то новые планеты и галактики, неведомые нам. Словом - туда, где обитают другие внеземные цивилизации и разумные существа.

- Для чего это нужно Богу?

- Не знаю. Сие есть великая тайна, не подвластная человеческому уразумению. Предполагаю, - а почему бы и нет? , - чтобы на смену Ветхозаветному Адаму пришёл Новый Адам, имя которого будет Всечеловек с душою и сердцем Христа. Но это всего лишь фантазия, не более того.

- Но раз эта фантазия стала реальностью сознания, то почему она не может стать явью действительно физической реальности? Ведь субъективное всегда лежит в основе объективного, оно первично. Не так ли?

- Поживём - увидим. Во всяком случае, я каждый свой новый день встречаю как Божий дар. Если раньше я проживал день, то сегодня день проживает во мне. Не день определяет меня, а я определяю день, каждый его час и миг. Я стремлюсь жить по Божьим заповедям. Главное - не нарушать их и дарить людям красоту по мере своих сил и возможностей . Если бы это было не так я бы давно, при своём нынешнем здоровье, уже не жил бы на земле.

- Согласен, - говорит во мне другой человек. - Возможно, здесь имеет место плохая генетика или аномия - нарушение биологической природы.

- Нет, не согласен, - отвечает первый голос. - Мой младший брат в свои 75 лет не знал ни одной болезни, кроме насморка. Мама прожила почти 90 лет, 40 из которых проработала на химическом заводе и до конца дней курила "Беломор".

- И всё-таки, - не унимается второй голос. - Здесь срабатывает наследственная порча, которая имеет своего конкретного персонального адресата и которая может проистекать не от твоих прямых родителей, а от их предков, и даже от их пращуров.

- Э, нет! - вопит во мне первый голос. - Так говорят католики, считая, что все люди должны держать ответ за первородный грех Адама. Но в чём я виноват за совершённый им первородный грех? Меня ведь не было тогда!

- Стоп! Не противоречь самому себе. Ведь мы же договорились, что уже в первом человеке, в его физической оболочке были заложены все духовные ипостаси - потенции, включая и греховные грядущего человечества. Всё зависело от свободы его выбора. Ты же знаешь , что гены не только телесные образования, но и духовные, которые постоянно формируются в каждом новом поколении. Они - эхо ушедших людей. Вот ты и получил, что должен был получить. А искупать ты это должен в творимых тобой красоте, добре и любви к людям. Ты ведь и сам небезгрешен? Твори красоту и правду, и день твой тогда продлится на земле.

- Согласен?

- Конечно, согласен!

Значит я нужен Богу. Значит, и встречая каждый день как Его милость, я должен отрабатывать по-полной, чтобы Ему не было стыдно за меня. Вот почему я каждый день встречаю и провожаю молитвой во имя Его. Вот почему я прошу, чтобы и люди несли на Божью чашу свою крупицу добра и любви.

...Опять гудят колокола. Гудят мощно, призывно, напоминая людям, что есть Божий суд, равно как и Божья милость.

В проёме балконных дверей появляется жена. Она спрашивает тихо меня: "Ты уже помолился Богу?"

- Да, - отвечаю ей.

- Вот и прекрасно. Не забудь завтра купить три булочки и захватить из мастерской свой новый натюрморт, который мы подарим друзьям. Всё. Пора. Иди спать. До свидания.

Апрель 2015 г.

Илья Клейнер

Библиотека » Илья Клейнер. Избранное.




Выставка работ
Книги