Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Брейгель. Фламандские пословицы

Питер Брейгель. Фламандские пословицы
Питер Брейгель. "Фламандские пословицы". Фрагмент.
1559. Государственные музеи, Берлин
 

Мыслью о тщете человеческих устремлений отмечены и другие картины художника конца 1550-х годов. Наиболее известные среди них - "Фламандские пословицы" (1559) и "Игры детей" (1559).

Сложные чувства вызывают "Фламандские пословицы". Написанная яркими, звучными красками, картина заставляет зрителя внимательно вглядываться в каждую фигуру и в каждый предмет. Художник изобразил удивительный город (или селение), где происходят непонятные события. Весь городок состоит из уродливых, нелепых строений. К полуразрушенной крепостной стене примыкает башня с прилепленными к ней сооружениями, в которых на виду у всех жители справляют нужду. На первом плане - большой дом под красной черепичной крышей. В нем множество мансард и непонятных пристроек вроде хрупкой беседки, опирающейся на колонну из белого мрамора. Кажется, что проектировали и строили все эти чудовищные здания умалишенные.

Не менее странными, чем их жилища, выглядят и обитатели этого поселка. Здесь воины в рыцарских доспехах, вельможи, крестьяне и монахи. Все они заняты делами, в которых полностью отсутствует какой-либо смысл. Воин в металлическом панцире, но без штанов, методично бьется лбом о стену, вероятно поставив перед собой цель в конце концов прошибить ее. Крестьянин в длиннополом кафтане разбрасывает розы перед толпящимися у его ног свиньями. Другой крестьянин закапывает яму, в которую упал теленок. Еще два чудака пытаются постричь свиней, глядя, как это делает человек, стригущий овцу. Сидящий за столом худой мужчина умирает от голода, безуспешно пытаясь дотянуться одновременно до двух хлебов, лежащих по разные стороны от него. На другом конце улицы богатый горожанин бросает в воду золото, а в это время люди делают попытку залатать прохудившуюся крышу дома блинами. Все это жители делают с великим тщанием и серьезным выражением лиц.

В своей картине Брейгель сделал попытку (и весьма удачную) с помощью кисти и красок передать множество фламандских пословиц и поговорок. И хотя действия некоторых персонажей картины нам совершенно непонятны, многие из них дают ясное представление о том, что же хотел сказать автор. Например, крестьянин, разбрасывающий розы перед носом своих свиней, совершенно точно ассоциируется с известной русской поговоркой "Метать бисер перед свиньями". Исслеватели творчества Брейгеля смогли определить почти сто пословиц, проиллюстрированных этой картиной. В основу "Фламандских пословиц" легли не только поговорки и меткие народные выражения, но и афоризмы известных людей, басни и сентенции.

Но Брейгель не стремился просто передать нидерландские пословицы с помощью живописных средств. Его задача была куда более значительной. Об этом говорит и такая деталь, как перевернутый земной шар с крестом. "Фламандские пословицы" - это сатира на мир, в котором все поражает своей нелепостью. Современники художника поняли замысел мастера. В своем каталоге известный коллекционер из Антверпена Питер Стивене записал картину как "Перевернутый мир, изображенный во многих пословицах и притчах". Брейгель со злой иронией показал этот мир, где награды достаются недостойным, свиньям, перед которыми разбрасываются розы. Люди в нем готовы почитать как богов тех, кто этого не заслуживает, подобно тому, как один из персонажей молится перед существом, всем своим обличьем напоминающим дьявола.

Чудовищному "перевернутому миру" противопоставлен мир природы, которая, как и в других картинах Брейгеля, пленяет своей свежей красотой. Вечернее солнце чуть золотит голубоватые морские волны, ветер колышет колосья в поле и листья на деревьях. К страшной действительности возвращает лишь виселица, возвышающаяся на берегу, да вереница слепых, которые никогда не смогут увидеть окружающее их очарование природы. Образы слепых, ставшие художественной иллюстрацией к известной поговорке "Слепой ведет слепого", позднее заняли центральное место в картине "Слепые". Еще одно мрачное напоминание о современной художнику жизни - темный шар с крестом, из которого выползает скрючившийся человек. С помощью этой детали Брейгель передает пословицу "Чтобы пройти мир, надо согнуться".

Зрители, увидевшие "Фламандские пословицы", просто рыдали от смеха, наслаждаясь остроумием художника. Они могли часами разглядывать нелепые фигуры, написанные Брейгелем с тонким и лукавым юмором. Но сквозь этот смех видна была вся глубина трагизма, пронизывающего картину.

C. Aндpoнoвa

Библиотека » Питер Брейгель




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?