Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Босх. Искушение св. Антония

Босх
Босх
Босх
Босх
Босх
Босх
Босх

 

Искушение св. Антония. Левая створка. Дерево, масло. 131,5X53. Лиссабон, Национальный музей старого искусства.

Три монаха помогают св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с Дьяволом, поднявшим его в воздух, - данная сцена изображена выше, на фоне неба. Босх нарушает сложившиеся каноны описания возвращения святого на землю после испытания, но эта иконографическая вольность теряется в созданной им оригинальной концепции Искушения. Странное сооружение с человеческой фигурой, стоящей на четвереньках, процессия гротескных персонажей, приближающихся к ней, фигуры фантастических существ слева от святого, устрашающего вида птица на переднем плане, обутая в коньки, - все это по замыслу художника должно иллюстрировать искушения, которым подвергается св. Антоний. Так, клочок бумаги с надписью "ленивый", которую птица держит в клюве, символизирует грех безделья.

Искушение св. Антония. Правая створка. Дерево, масло. 131,5X53.

Погруженный в глубокое размышление, святой окружен персонификациями разнообразных искушений. Таинственное действо вокруг стола на переднем плане символизирует грех обжорства и разгульной жизни. Обнаженная женщина под импровизированным шатром - грех вожделения и прелюбодеяния. Драматическая сцена, развернувшаяся на заднем плане, у городских стен, пока не нашла удовлетворительного объяснения.

Искушение св. Антония. Центральная часть. Дерево, масло. 131,5X 119.

Центральная часть посвящена победе святого, тем не менее все еще окруженного всевозможными искушениями. Св. Антоний стоит на коленях перед алтарем полуразрушенной капеллы, повернувшись к зрителю для благословения. В глубине алтаря появляется воскресший Христос. Об истории написания и первоначальной судьбе этого необычного триптиха мало что известно. Центральная часть подписана. Все произведение датируется примерно 1510 годом.

По полуразрушенной крыше капеллы св. Антония снуют дьяволы. Святого окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Экзотически наряженные игроки мечут кости. Роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее монахиней.

Еще одна кавалькада злых духов готова ринуться на святого. Бесконечное разнообразие сил зла доказывает, что борьба святого с искушениями не имеет завершения, даже когда Христос своим присутствием поддерживает его веру. На заднем плане - пылающая в ночи деревня. Это уже почти Апокалипсис: войско готово к решающей битве, но селяне, занятые привычными делами, не ведают того, что их вскоре постигнет.

Искушение св. Антония. Левый ставень. Взятие Христа под стражу. Дерево, масло. 131,5X53.

Эта и последующая сцена с изображением Страстей Христовых, написанные в повествовательной манере и с драматическими подробностями, резко контрастируют с эзотерическими фантазиями внутренних створок алтаря. Вид у стражи торжествующий. Один из апостолов слева, возможно Иуда, ускользает с места событий. Апостол Петр на переднем плане занес меч, чтобы отрубить ухо рабу, пришедшему вместе с воинами.

Искушение св. Антония. Правый ставень. Несение креста. Дерево, масло. 131,5X53.

Композиция "Несение креста" с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти. Необычайно выразителен жест монаха, исповедующего осужденного на казнь разбойника. Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния.

M. Гpeгopи

Библиотека » Босх




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?