Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Босх. Поклонение волхвов

Босх
Босх
Босх
Босх

Босх. Поклонение волхвов. Дерево, масло. Центральная часть 138 X 72. Створки 138 X 33. Мадрид, Прадо.

Установлено, что гербы на этом алтаре, принадлежащие донаторам, относятся к семьям Бронхорст и Боссхёйс. Патроном донатора-супруга является апостол Петр, его жене покровительствует святая Агнесса. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. В 1568 году был конфискован у Яна ван Кавемброта герцогом Альбой и послан шестью годами позже Филиппу II Испанскому. Этот шедевр, в котором Босх обнаружил огромный талант пейзажиста, был подвергнут тщательному анализу, в результате которого были идентифицированы силы зла, окружающие Богоматерь с младенцем. Уникальным является то, что в канонический сюжет Босх вписывает Антихриста и, как бы подчеркивая необычность трактовки традиционной темы, заимствует позу Богоматери и младенца из работы Яна ван Эйка, созданной около семидесяти лет назад.

Поклонение волхвов. Левая створка.

Донатор со своим покровителем, апостолом Петром, размещенные на левой створке алтаря, занимают все пространство переднего плана. За ними возвышается разрушенный дворец царя Давида или царя Соломона, в котором нашел пристанище святой Иосиф, вытесненный из хлева Антихристом. Донатор, несмотря на то, что его изображение как бы отделено от сцены поклонения, является свидетелем величайшего события. В такое расположение фигур Босх вкладывает дополнительный смысл: Христос, даже в столь радостный момент Рождества, защищен от сил зла только своей матерью.

Поклонение волхвов. Центральная часть.

Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. Каспар, также стоя на коленях, держит полуприкрытую миску из-под хлеба, которая, как и дар Валтасара, является намеком на литургию. Взгляд его насторожен. Сцена, вытканная на одеянии Каспара, - посещение царя Соломона царицей Савской. Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. Однако в дверях хлева видна странная фигура полуобнаженного человека, бесцеремонно снявшего корону с головы Каспара. Установлено, что Босх изобразил иудейского Мессию - Антихриста, сообщники которого скрываются внутри покосившейся, полуразрушенной лачуги, символизирующей ветхозаветную религию иудеев. Антихрист пытается ввести человечество в заблуждение, доказав, что именно он есть истинный мессия, и ему удается ввести в соблазн трех царей земных и побудить их начать последнюю в истории человечества войну. Три волхва - намек на этих трех царей.

Поклонение пастухов нечасто включается в одну композицию с поклонением волхвов, несмотря на то, что они, как явствует из Библии, были первыми, кто возвестил о сбывшемся пророчестве рождения царя Иудейского. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. Двое из них забрались на соломенную крышу, третий вскарабкался на дерево, чтобы лучше видеть происходящее. Их действия обличают в них приспешников дьявола. Этот фрагмент иллюстрирует слова Иисуса: "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник". На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. Эта конница, свита одного из волхвов, в то же время намекает на войско трех царей земных из Апокалипсиса. Еще дальше - беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна. Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности.

M. Гpeгopи

Библиотека » Босх




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?