|
|||
Босх. Семь смертных грехов
Босх. Семь смертных грехов. Дерево, масло. 120Х 150. Мадрид, Прадо Подпись под этим необычным произведением плохо просматривается. Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. "Семь смертных грехов" находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Уникальная для нидерландской живописи композиция сложилась, несомненно, в результате какого-то специфического назначения доски, на которой она написана. (Сведений о функциональной принадлежности ее не сохранилось.) Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла" и "Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их", - определяют тему этого живописного пророчества. Смерть подкрадывается сзади к больному, у постели которого священник, псаломщик, монашенка и монах собрались для обряда последнего причастия. Действие происходит в спальне с закрытыми ставнями. Сын наблюдает за умирающим отцом, а в соседней комнате его жена ведет учет доставшемуся им наследству. Распятие в руках монаха повернуто не к больному, а к зрителю, напоминая последнему о его собственном смертном конце. Прибегнув к заимствованиям в композиции и расположении фигур в интерьере, Босх легко решает чисто живописную задачу, которая была затруднительной для Яна ван Эйка пятьдесят лет назад. Однако художник переосмысливает суть происходящего, дает более безжалостное толкование сюжета по сравнению с принятым в современной ему живописи и миниатюре. M. Гpeгopи |