Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Марк Шагал

Марк Шагал (07.07.1887 - 28.03.1985)- художник-поэт. Мир картин этого художника, выходца из России,- нечто среднее между сном и явью. Своими фантастически повествовательными картинами Шагал проложил дорогу сюрреалистической живописи.

Шагал родился в Витебске (Белоруссия) в бедной еврейской семье, где, кроме него, было еще семеро детей. В 13 лет он решил стать художником и, стремясь осуществить свое желание, начал работать в фотомастерской. В 1907 он уехал в Санкт-Петербург изучать искусство; но там из-за своего еврейского происхождения постоянно испытывал притеснения. Положение его улучшилось только в 1908, когда он стал брать частные уроки в школе Леона Бакста. В Санкт-Петербурге Шагал познакомился с депутатом Думы Максимом Винавером, который помог Шагалу уехать в Париж.

1910: Поиски стиля. В Париже Шагал с головой окунулся в среду художественного авангарда. Знакомство с кубизмом и орфизмом (разложение фотографического отпечатка) Робера Делони дало ему импульс к созданию собственных композиций. В 1911 появилась первая работа мастера - "Я и деревня": структуру этой картины Шагал расчленил, исходя из центральной точки. Во многих своих картинах он перерабатывал сцены из жизни русской старины и сливал их с видениями и воспоминаниями (например, "Скрипач", 1912/13). В одних своих работах Шагал применял стилевые элементы кубизма, в других перерабатывал дискообразное построение картин Делони ("Поклонение Аполлинеру", 1911). Эти эксперименты стали путем к собственному художественному языку: предметы у него то вырисовываются яркими, насыщенными красками, то почти растворяются в какой-то туманной дымке. В 1914 Герварт Вальден организовал в своей берлинской галерее "Штурм" первую персональную выставку работ Шагала, которая произвела на соотечественников эффект разорвавшейся бомбы.

1914-1922: В России. Во время пребывания Шагала в Витебске разразилась первая мировая война. В 1915 он женился на своей возлюбенной, еврейской девушке Белле Розенфельд. Такие картины, как "Над городом" (1914-18) и "День рождения" (1915) передают безмерное счастье художника: люди парят в пространстве. Затем последовали такие картины Шагала, как "Еврей на молитве" (также известная как "Раввин из Витебска", 1915), изображающие сцены из жизни местечковых евреев, которая после пребывания в Париже представлялась ему чем-то патриархальным. В начале Октябрьской революции (1917) Шагал стал на сторону большевиков и был назначен комиссаром по делам изобразительных искусств в Витебске. Он создал художественную академию, куда привлекал русских авангардистов. После борьбы направлений (с супрематистами Элом Лисицким, Казимиром Малевичем) Шагал уехал из Витебска и оказался в 1920 в Москве, где ему пришлось бедствовать. Неустанно борясь с жизненными трудностями, он создавал декорации для Государственного Еврейского театра и оформлял театральные залы и фойе монументальными настенными росписями - например, "Зеленый скрипач" (1923/24), копия панно "Музыка".

1923: В Париже. В 1923 Шагал снова приезжает в Париж. Во Франции он создал гравюры, иллюстрирующие "Мертвые души" Николая Гоголя (1927-30, увидели свет в 1949) и басни Жана де Лафонтена(1927-30). Его живописные работы вдохновлялись в основном воспоминаниями о родных местах (например, "Жизнь крестьянина", 1925), а также мотивами русских народных сказок. Контуры предметов были еще более размыты за счет нанесения цветов сгустками крапинок (например, "Букет цветов с парой влюбленных и скрипачом", 1928). Преследование евреев в третьем рейхе, а также растущий антисемитизм в Европе нашли свое отражение в темных, мрачных картинах художника. Уже в 1933 Шагал привлек внимание общественности к угрозе, нависшей над его народом (картина "Одиночество"). Картины на тему распятия, появившиеся во второй половине 30-х, изображают преследование и уничтожение людей ("Белое распятие", 1938).

1957: Иллюстрации к Библии. В 1941 Шагал уехал из Франции в США. В Нью-Йорке он создал многочисленные декорации для "Метрополитен-Оперы", а также для балета Игоря Стравинского "Жар-птица".

В1948 Шагал вернулся в Париж. В поздних работах он остался верен своим темам - его картины изображают далекие неведомые миры. В 1957 появились его иллюстрации к Библии. С конца 50-х Шагал часто брал заказы на роспись стен ("Метрополитен-Опера", Нью-Йорк) и окон (Реймский собор, 1971). В 70-е Шагал создал множество работ на темы греческой мифологии (например, "Падение Икара", 1975). В картинах последнего периода его творчества доминирующее положение занимает цвет. Одна из последних известных картин Шагала - "Пара влюбленных на красном фоне" С1983). Через два года после ее создания художник умер в местечке Сен-Поль-де-Венс на юге Франции, дожив до 97 лет.

Также смотрите:

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?