Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Лайонел Файнингер

Лайонел Файнингер (17.07.1871-13.01.1956) - романтик в среде кубистов - американский художник немецкого происхождения, переработавший в своих городских и природных ландшафтах кубистические импульсы. За счет прозрачного наложения красок Файнингер добивался призматического эффекта.

Родившийся в Нью-Йорке сын немецкого переселенца, Лайонел происходил из музыкальной семьи: его отец был концертным скрипачом, мать - пианисткой и певицей. Уже в 12 лет он впервые выступил как скрипач. В 1887 Файнингер приехал в Германию, где поначалу намеревался учиться музыке в Лейпциге. Однако затем записался в Гамбургскую школу искусств, где стал учиться по классу живописи и графики.

1887: Обучение. С 1893 Файнингер жил в Берлине и зарабатывал на жизнь черчением и рисованием карикатур. От традиционного стиля он постепенно перешел к стилю гротескового искажения, возникшего под влиянием стиля модерн и японских гравюр на дереве. В 1906 со своей второй женой Юлией Берг (двое детей; первый брак с Кларой Фюрст, двое детей) Файнингер уехал в Париж. В том же году он заключил с американской газетой "Чикаго Трибьюн" контракт на серию комиксов. Через год художник оставил рисование и занялся живописью. Ранние картины напоминают его собственные графические работы - экстремальные перспективы пространства, вытянутые в длину фигуры и зачастую фантастическая архитектура (например, "Улица в сумерках", 1910).

1913: Первые призматические картины. Увлечение искусством кубизма, равно как и знакомство с Робером Делони, изменило стиль письма Файнингера: сейчас он расчленял плоскость картины геометрически, за счет чего создавалось впечатление призматического разложения картины на множество граней. В основе его работ всегда лежал предметный мотив, останавливавший взгляд наблюдателя внутри призмы. Другой значимой точкой Файнингер часто делал человеческую фигуру в центре картины (например, картина "Бакен", 1913). По приглашению Франца Марка в 1913 Файнингер принял участие в выставке работ группы художников "Синий всадник" в Берлине. Через четыре года в галерее "Штурм" состоялась первая персональная выставка Файнингера. Преобладающей темой его работ было изображение архитектурных памятников городов Тюрингии, а также городов на севере Германии, их готической архитектуры. Примером могут служить "Деревня Альт-Саллентин", 1913; "Гелемрода IV", 1915.

1919: В школе "Баухаус. В 1919 Файнингер создал символическую ксилографию для Учредительного манифеста школы "Баухаус" под названием "Собор социализма". Как и многие.художники-экспрессионисты, устремленную ввысь церковную колокольню он считал символом надежды на мир без войны. В том же году Вальтер Гропиус назначил его преподавателем в мастерской графики школы "Баухаус" в Веймаре. Свои картины Файнингер собирал из различных форм, располагая их в шахматном порядке. Для этого он применял принцип орфизма Делони (разложение светового отпечатка), и его работы казались пронизанными светом. Во время летнего отдыха на померанском побережье Балтийского моря Файнингер писал разнообразные морские пейзажи, часто с парусными судами (например, "Гонки яхт", 1925). В противоположность городским видам, в которых он работал с кубистическими формами, плоскости береговых ландшафтов на картинах Файнингера разделены на прямоугольники различных размеров. Такой же способ изображения он избрал для появившихся с середины 20-х "деревенских картин" (например, "Деревня", 1927).

1926: "Синяя четверка". В1926 Файнингер со своими друзьями Алексеем Явленским, Василием Кандинским и Паулем Клее основали "Выставочное сообщество Синей четверки". В том же году он переехал с "Баухаусом" в Дессау, не заключив, однако, никакого договора на преподавательскую деятельность. В1929 Файнингер получил заказ на картину, изображающую город Галле. В результате появилась так называемая "Серия Галле", включавшая в себя такие известные работы, как "Церковь у рынка в Галле" (1929) и "Красная Башня в Галле" (1930).

1937: Возвращение в США. После захвата власти нацистами Файнингер был объявлен "художником-вырожденцем" и в 1935 должен был доказывать свое арийское происхождение перед Палатой по делам культуры рейха. Через год он принял приглашение занять пост преподавателя в колледже Милл (Окленд, штат Калифорния) и в 1937 окончательно вернулся в США. Художник поселился в Нью-Йорке, с трудом привыкая к жизни в городе, откуда уехал много лет назад. Через два года он создал два панно для Всемирной выставки в Нью-Йорке. В начале 40-х он писал картины с видами небоскребов, в которых передавал игру света в атмосфере через вырисовывавшийся на фоне неба силуэт высотных зданий Манхэттена (так называемая "Серия Манхэттен"). В 1944 Музей современного искусства организовал большую ретроспективу работ Файнингера. В 1956 художник скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?