Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Джорджия О'Кифф

Джорджия О'Кифф (15.11.1887 - 06.03.1986) - американская художница, не придерживавшаяся какого-то определенного стилевого направления, прославилась картинами с изображениями цветов и растений. Работы О'Кифф стоят на границе между предметной и беспредметной живописью.

Дочь фермера, она родилась неподалеку от поселка Сан-Прейр (штат Висконсин). В18 лет начала обучаться искусству в Художественном институте города Чикаго. После перенесенного тифа О'Кифф переехала в Нью-Йорк (1907) и стала посещать там курсы при Лиге студентов-художников. Через год она оставила учебу и стала работать рисовальщицей в рекламном агентстве в Чикаго. В 1910 ей пришлось оставить работу из-за тяжелой формы кори и ослабления зрения. 1915: Новая ориентация. С 1912 О'Кифф снова начала заниматься живописью, а через два года получила место преподавателя искусства в Колумбийском колледже (штат Южная Каролина). Осенью 1915 она определилась со своей новой художественной ориентацией и создала несколько рисунков углем с органическими и орнаментально-геометрическими формами. Эти работы О'Кифф отослала своей нью-йоркской подруге, а та, вопреки желанию самой художницы, передала их фотографу Элфреду Штиглицу. Возглавлявший авангардистскую галерею "291" Штиглиц был очарован этими рисунками и в следующем году организовал персональную выставку картин О'Кифф, среди которых были цветонасыщенные акварели, изображавшие ландшафты Техаса.

1918: Картины с изображениями цветов. В1918 О'Кифф снова заболела, из-за чего ей пришлось оставить преподавательскую деятельность. Она уехала в Нью-Йорк, приняв финансовую помощь от Штиглица. Благодаря фотографиям ее картин, сделанным в свое время Штиглицем, она была хорошо известна в авангардистских кругах и создала ряд работ для авангардистского сценического искусства. Вслед за абстрактными работами, созданными ею по музыкальным мотивам, в 1920 появился натюрморт "Сливы". Здесь О'Кифф впервые применила прием увеличения сюжета, что было нехарактерным для традиционных натюрмортов. Она свела изображение к самой его сути и тем самым смогла осуществить синтез абстракции и предметности. В1924 О'Кифф вступила в брак со Штиглицем. В том же году закончила свои первые картины с изображениями цветов, занимающих все пространство на полотне. Как правило, на холсте она размещала один-два цветка, приближая их к зрителю настолько, что края лепестков и стебель зачастую оказывались "срезанными". О'Кифф часто изображала лилии-каллы, которые стали своеобразной творческой эмблемой художницы. В противовес первым картинам с изображениями цветов, которые были невелики по размерам (она стала писать их с 1918), в творчестве 20-х О'Кифф придерживалась реалистической манеры изображения, чтобы тем самым обезопасить себя от возможных сексуальных толкований ее работ. Картины того времени были выдержаны в темных тонах, что создавало ауру таинственности.

1925: Картины большого города. Начиная с середины 20-х О'Кифф создала более двадцати картин с видами небоскребов Нью-Йорка. В них ощущалось влияние фотографического стиля - так, они передают те искажения перспективы, которые происходят при съемке камерой или фотоаппаратом (так называемая "лягушачья" перспектива). О'Кифф отнюдь не намеревалась создавать изображения архитектурных сооружений с точным воспроизведением их мельчайших деталей - в ее задачу входило воссоздать саму атмосферу большого города, вывернув его наизнанку. Особое внимание она уделяла освещению.

Конец 20-х: Картины с изображением черепов. В 1927 в Нью-Йорке состоялась первая ретроспектива работ О'Кифф. Через два года после этого художница отправилась в путешествие по штату Нью-Мексико. Очарованная красотой пустынных ландшафтов, она провела там все лето. Черепа животных, собранные ею в пустыне, стали одной из главных тем в ее работах: она часто объединяла их с красивыми цветами в рамках одной картины, тем самым придавая ей сюрреальный характер. С середины 30-х она изображала черепа, кажущиеся парящими на фоне всего земного (например, "Из далекого соседства", 1937). Как и картины с цветами, ее ландшафты Нью-Мексико казались исходящими из недр полотна, подчеркивая величие и благородство природы.

Середина 40-х: Картины двориков-патио. В 1946 Музей современного искусства в Нью-Йорке посвятил творчеству О'Кифф первую ретроспективную выставку (она стала первой женщиной, удостоившейся такой чести). В том же году умер Штиглиц, а через три года после этого О'Кифф окончательно переселилась в Нью-Мексико. С середины 40-х она начала работать над серией картин двориков-патио, с геометрическими, минималистическими формами и скупыми красками. После многочисленных путешествий в середине 50-х она создала ряд картин неба, а также запечатлела течение реки - и те и другие работы напоминали абстрактную живопись. В начале 70-х у художницы ухудшилось зрение, и ей пришлось оставить живопись и экспериментировать с тонами. В 1986 она умерла в возрасте 98 лет в Санта-Фе.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?