Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Бен Николсон

Бен Николсон (10.04.1894 - 06.02.1982) - английский художник, один из наиболее выдающихся представителей абстрактной живописи в своей стране. Он снискал международную известность рельефами из наложенных друг на друга пластинок в виде геометрических фигур.

Николсон родился в Денэме (графство Бакингемшир) в семье художника. Его отец Уильям, а также дядя Джеймс Прайд (известные под именем братьев Беггарстаффов) были известнейшими художниками поздневикторианской эпохи. В 1910 Николсон стал учеником знаменитой художественной школы Слейда. Устав от академического образования и пристрастившись к игре на бильярде, Николсон уже через несколько месяцев уходит из школы и в течение семи лет путешествует по Европе и США.

1924: На пути к абстракции. В 1920 Николсон женился на художнице Уинифред Роберте. Через два года в Лондоне состоялась первая персональная выставка, на которой он выступил со своими ландшафтами и натюрмортами. В этих ранних работах ощущается влияние импрессионистов, а также Поля Сезанна (например, "Стандарт", 1923). В 1924 Николсон стал членом "Общества Семи и Пяти" - объединения художников-авангардистов, принимавших совместное участие в выставках. Эта группа, в которую входили, в частности, скульпторы Барбара Хепуорт и Генри Мур, тяготела к абстрактному искусству. Уже в 1924 Николсон написал свою первую абстрактную картину ("Картина с форелью"), где, впрочем, применил и прямоугольные формы, типичные для кубизма. Кубистические тенденции проявились и в следующих натюрмортах. Резкие контуры и геометричность работ Николсона способствовали созданию "атмосферного эффекта", усиливавшегося за счет применения пастельных тонов.

Помимо экспериментов с беспредметной живописью, Николсон продолжал создавать картины-ландшафты. Некоторые из них напоминали наивную живопись Анри Руссо, в других он выцарапывал контуры после нанесения краски.

1933: Первые рельефы. В1932 Николсон завершил картину "Аu Chat Bott 6", названную так по наименованию магазина в Дьеппе (Франция) - она ознаменовала окончательный переход художника к абстракции. Через год он женился на Барбаре Хепуорт. Во время одной из многочисленных поездок в Париж Николсон познакомился с Питом Мондрианом и его геометрическими композициями. Ему он посвятил созданную в 1933 "Картину", представлявшую собой композицию из координатной сетки с кругами. В том же 1933 Николсон"и Хепуорт по предложению Жана Элиона вступили в группу "Abstraction-Crdation" (объединение художников-абстракционистов).

Тогда же появились первые многослойные рельефы Николсона, составленные из геометрических форм различной величины, которые он вырезал из твердо-волокнистых пластин. В 1934Николсон создал первые чисто белые рельефы, состоявшие из ступенчато наложенных друг на друга прямоугольных и квадратных пластин.

40-е годы: Художники Сент-Ивза. В1937 Николсон совместно со скульптором Наумом Лабо (выходцем из России) и архитектором Ж. Л. Мартэном основал "Международную обзорную группу художников-конструктивистов" и опубликовал в качестве манифеста объемный международный обзор по конструктивистскому искусству (конструктивизм - составление картины из чистых геометрических форм). Через два года после этого Николсон с женой поселились в Корнуолле, их дом стал центром абстрактного искусства (так называемые художники Сент-Ивза). Помимо беспредметных композиций, с конца 30-х Николсон время от времени писал ландшафты. Картины отличаются четкой структурой, краски несут ощущение прохлады.

50-е годы: Обозначение предметных форм. <.b> В 50-х Николсон часто путешествовал по Италии и другим странам Средиземноморья. В это время он создал многочисленные рисунки памятников архитектуры и использовал их как материал для заказываемых настенных декораций. В картинах маслом Николсон порой допускал обозначения предметных форм. Так, синева по верхнему краю картины "Плитка" (1952), представляющей собой кубистическую композицию наложенных внахлест друг на друга плоскостей, создает некоторую видимость ландшафта. В высказываниях о своих картинах художник подчеркивал наличие в них "элементов романтизма". С середины 50-х Николсон занялся исключительно рельефами. Примером его творчества того времени может служить "Крета" (1956), выполненная в черном и красновато-коричневом цветах. В 1958 художник уехал со своей третьей женой, щвейцарской художницей-фотографом Фелицитас Фоглер (бракосочетание в 1957), в Лаго-Маджиоре (Тессина). В поздних работах Николсона проявляется тенденция к строгому следованию геометрическим формам (например, "Тосканийский рельеф", 1967). В 1972 художник после очередного развода уехал в Хэмпстед, где ежедневно работал в мастерской, несмотря на свой почтенный возраст. В1982 Николсон умер в одном из лондонских кварталов; ему было 87 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?