Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Эрнст Вильгельм Най

Эрнст Вильгельм Най (11.06.1902 - 08.04.1968) - немецкий художник, рассматривавший цвет в качестве единственного формирующего картину средства. Благодаря своим контрастным композициям 50-х и 60-х Най вошел в число крупнейших представителей абстрактной живописи.

Сын правительственного советника, он родился в Берлине. Его школьные годы прошли в Штеглице и в Шульпфорте (Тюрингия), где он учился в детском интернате с гуманитарным уклоном. После получения аттестата зрелости в 1921 Эрнст вернулся в родной город и занимался там разными подсобными работами. В свободное время писал - так появились первые картины, которые он выставил затем в Берлинской школе искусств и ремесел.

1925: Ранний период. О таланте Ная узнал Карл Хофер и в 1925 сделал его стипендиатом Берлинской академии, взяв к себе в класс. Через три года Най оставил учебное заведение, так как к тому времени, по его собственной оценке, учеба не давала ему ничего как художнику. Стиль ранних работ Ная отмечен влиянием экспрессионизма (особенно работ Эрнста Людвига Кирхнера), а в 30-е приблизился к сюрреалистическим формам. В 1931 художник получил "Римскую премию", связанную с девятимесячным пребыванием на вилле Массимо. Завершенные после этого картины с изображениями животных, а также абстрактно-сюрреалистические полотна явились важными вехами в формировании Ная как самобытного художника. Побывав на Балтийском море, Най проникся желанием передать в своих карти-нах динамику природы. Дюны и волны он изображал в виде контрастных цветовых плоскостей, предлагая тем самым свое субъективное восприятие ландшафта. В 1937 он принял приглашение норвежского художника Эдварда Мунка посетить Лофотен (Норвегия). Там он писал экспрессивные, нарочито упрощенные ландшафты (так называемые "Лофотенские картины"). По возвращении в Берлин в 1938 он узнал, что нацисты запретили ему участвовать в выставках. Его работы подверглись изъятию, некоторые из них были выставлены на показательной нацистской выставке "Вырожденческое искусство".

1940-1944: Французские картины. В1940 Най был призван в ряды вермахта и отправлен на службу в качестве картографа во Францию. Французский скульптор Пьер Теруан предоставил в его распоряжение мастерскую, благодаря чему Най мог продолжать заниматься творчеством. Под впечатлением бретонских ландшафтов Най создавал лучезарные цветовые композиции, которые чем дальше, тем больше удалялись от предметных: фигура и орнамент легко, будто играючи, сменяли друг друга. Цветовые плоскости, прежде четко очерченные, сейчас были беспорядочно разбросаны подобно островкам в море, отчетливо выделяясь на полотне (картины "Легенда" и "Семья" - обе 1943). Най подчеркивал, что картина должна иметь гармоничную цветовую палитру - по его мнению было недопустимым, в частности, сочетать синий цвет с красно-желтой палитрой.

1945-1948: "Картины Гекаты". По окончании второй мировой войны Най поселился в Хофхайме (Таунус). Здесь появилась его картина "Дочери Гекаты" (1945), давшая название всему циклу. Опираясь на античный миф, художник хотел описать некое новое начало: его экспрессивные картины с изображением фигур были в равной степени отмечены как влиянием абстракции, так и кубизма с характерной для него разбивкой изображения на мелкие детали. Най отвергал различие между абстрактным и предметным в живописи, считая все изображенное на полотне "картинной реальностью".

1949-1954: "Фуговые" и ритмичные картины. В конце 40-х - начале 50-х из картин Ная окончательно исчезла предметность. Формы в его работах укладывались в круговые и змеевидные плоскости и соединялись между собой ломаными или извивающимися линиями черного цвета (например, "С синей доминантой", 1951). В том же году Най уехал в Кельн и с 1953 стал преподавать в качестве приглашенного доцента в художественной школе Гамбургского округа. Здесь он продолжил разработку своей теории цвета, которую опубликовал в 1955 под заглавием "Изобразительная величина цвета": в соответствии с ней ритмическую структуру поверхности картины должен гарантировать исключительно цвет.

1955: Глаза и диски. В дальнейшем Най стал уплотнять островки цвета в своих картинах в круговые разноцветные диски, которые в его представлении были наиболее полной формой изображения, так как никоим образом не ограничивали цвет. Посредством цвета Най хотел сделать плоскость картины "той, которая требуется", и вызвать у зрителя новое восприятие пространства (например, за счет градации теплых и холодных цветов). В середине 50-х Най получил международное признание. В 1956 он представлял свою страну на биеннале в Венеции. С 1964 на его картинах-"дисках" стали появляться линии, что придавало им вид человеческих глаз. Эти так называемые картины-"глаза" характеризовались четким разделением светлых и темных цветов и тонов. С середины 60-х у Ная стали появляться картины с вертикальными или диагональными плоскостями на белом фоне, художник ограничивался применением двух-трех цветов на одной картине. В 1968 Эрнст Вильгельм Найумер в Кельне, в возрасте 65 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?