Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Макс Либерман

Макс Либерман (20.07.1847-08.02.1935) - важнейший представитель немецкого импрессионизма. Немецкий художник, отдавший должное реализму и ставший провозвестником импрессионизма французского толка в Германии. В конце столетия у Либермана сложился собственный специфический вариант этого стиля, который в поздних работах приобрел черты экспрессионизма.

Либерман родился в Берлине; он происходил из среды еврейских торговцев и текстильных фабрикантов. По воле отца Либерман после окончания школы поступил на философский факультет Берлинского университета, однако в 1866 оставил учебу.

1868: Ранние работы в стиле реализма. В 1868 Либерман начал учебу в Веймарской Художественной академии. Уже первые этюды выявили его склонность к реалистическому стилю изображения. Решающим толчком к реализму послужила поездка в Голландию (1891), где Либерман открыл для себя голландскую живопись XVII столетия. В своих картинах он изображал простых людей за работой - например, "Женщины, ощипывающие гусей" (1872), не увлекаясь при этом приятной для большинства современников жанровой живописью.

В 1873 Либерман уехал в Париж. Вдохновленный картинами Гюстава Курбе, он сосредоточил усилия на создании картин с натуралистическим представлением той или иной обстановки (например, "У кузнеца", 1874).

1876: Открытие света. В 1876 Либерман снова приехал в Голландию. В период пребывания в Хаарлеме он занимался написанием копий картин Франса Хальса. Два года спустя в Венеции он познакомился с Францем Ленбахом и по его совету переехал в Мюнхен. Вопреки ожиданиям, художественная жизнь Мюнхена не дала Либерману никаких новых творческих импульсов, если не считать знакомства с Вильгельмом Лайблем, который побудил его обратиться к точному воспроизведению своих картин.

Следуя примеру Лайбля, Либерман вновь вернулся к живописи на природе. Во время следующей поездки в Голландию художник, работая над этюдами к "Сапожной мастерской" и "Дому престарелых в Амстердаме", впервые на полотне изобразил солнечные пятна. В дальнейшем он основательно занялся световой живописью, испытывая явное влияние некоторых импрессионистов - Яна Вермеера, художников Дельфтской школы живописи.

1884: Последам Рембрандта. В 1884 Либерман женился на Марте Маквальдт. Через год он создал - в подражание Рембрандту - первый вариант "Еврейского тупичка". Вернувшись в Берлин, в период между 1886 и 1890 он написал несколько монументальных картин, отражавших трудовую жизнь крестьян. Одна из них, "Штопальщицы сетей" (1887-1889), выделяется среди прочих едва ли не патетическим реализмом. Эту картину приобрел для Гамбургского Зала искусств Альфред Лихтварк, после чего по его заказам появилось несколько картин на темы гамбургской жизни (например, "Аллея к церкви св. Георга в Гамбурге", 1893).

1895: Поворот к импрессионизму. Вторая половина 90-х ознаменовалась для Либермана широким признанием его художественных заслуг В 1898 он стал одним из основателей Берлинского Сецессиона, противопоставившего себя официальному искусству, через год - его президентом. Реализм как первоначальный стиль его работ постепенно уступал место импрессионистским тенденциям. Заметное место в его творчестве стала занимать жизнь крупной буржуазии, что отражено в многочисленных картинах ("Игра в поло в Йенском парке", 1902/1903; "Скачки в Кассинене", 1909). Кроме того, из-под кисти Либермана вышли картины с изображениями садов, уличных сцен, сцен в кафе и т. п. Одновременно он писал и картины на религиозные темы (например, "Самсон и Далила", 1902).

Заслугой Либермана можно считать также развитие импрессионизма французского толка в Германии. Хотя богатство цветовой палитры и выразительность форм на картинах немецкого живописца уступают палитре и формам французских художников-импрессионистов, Либерману удалось тем не менее разработать собственный вариант этого направления, который легко узнается по пасторальной уравновешенности цветов и нервным контурам штрихов. Ярким примером немецкого импрессионизма могут служить многочисленные ландшафты, созданные художником преимущественно в Голландии (например, "Дюны в Нордвийке", 1906), а также серия "Еврейские улочки" (1905-1909).

1900: Популярный портретист. В 1909 Либерман вернулся в свой летний дом на берегу Ванзее и стал заниматься в основном созданием портретов. В дальнейшем он стал одним из наиболее популярных в среде буржуазии портретистов. Конфликты с молодыми художниками-экспрессионистами привели Либермана в 1911 к выходу из Сецессиона. В 1920 он стал президентом Прусской Художественной академии. После захвата власти нацистами Либерман был изгнан из академии и получил запрет на занятия живописью. Для нового режима он был евреем, подражавшим в своих работах "французишкам". В 1935 художник умер в Берлине в 85-летнем возрасте.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?