Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Франтишек Купка

Франтишек Купка (23.09.1871-21.06.1957) - французский живописец чешского происхождения, создавший между 1907 и 1909 многочисленные картины в манере, очень близкой к абстрактной. Целью своего искусства считал полное освобождение от предметного мира.

Купка родился в Опочно (Богемия) и учился искусству в Праге и Вене. Примерно в 1895 он уехал в Париж, где зарабатывал на жизнь этюдами с натуры, рисунками моделей одежды и преподаванием религиозного учения. Тогда же Купка (интересовавшийся вопросами науки, философии и теории искусства) стал слушателем частной художественной школы "Академи Жюльен".

1900: Иллюстрации. В своей мастерской на Монмартре Купка рисовал афиши для шансонье и иллюстрации к журналам. Примерно в 1900 он стал специализироваться на работах для дешевых сатирических и анархистских изданий. Между 1902 и 1904 художник создал циклы иллюстраций "Золото", "Мир" и "Религия", характеризовавшиеся неприкрытой критикой тогдашних реалий политической и социальной жизни. Известность пришла к нему в 1905, когда он оформил, среди прочих, спектакли "Лисистрата" Аристофана и "Прометей" Эсхила.

1907: Предтеча абстракции. В начале столетия Купка занялся изучением теории света Исаака Ньютона и теории цвета Мишеля Шевройля. Его неоимпрессионистские работы стали беспредметными. Появившуюся в 1907 картину "Желтая гамма" можно рассматривать как поворот к неизвестной доселе абстрактной живописи - в этой работе Купка пытался проследить взаимодействие различных цветовых тонов. К его чисто абстрактным картинам относятся появившаяся на два года позже работа "Клавиши пианино" (1909), "Цветовые уровни" (1910/1911) и другие.

1911: "Музыкализм". В этот период Купка входил в сообщество художников, к которому принадлежали также Робер Делони, Марсель Дюшамп и Фернан Леже. В то время как все эти художники соотносили свое творчество в первую очередь с предкубистической живописью Поля Сезанна, Купка черпал свои идеи из стиля модерн. Типичные для этого направления орнаменты он передавал через свободные цветовые ритмы. После того как в 1912 Купка принял участие в выставке "Section d'Or" ("Золотой участок"), поэт и критик Гийом Аполлинер определил его работу как орфизм (стилевое направление, автором которого был Делони, характеризовавшееся стремлением к разложению светового отпечатка). Другой же критик - Валенси - приклеил к стилю Купки ярлык "музыкализм", поскольку названия некоторых картин той серии действительно были "музыкальными": "Ноктюрн", "Фуга" (обе- 1911/1912), "Амфора, фуга из двух цветов" (1912). В своей живописи Купка пытался добиться визуального соответствия тонам и музыкальным композиционным формам.

1912: Картины двух планов. В художественном творчестве Купки этого периода прослеживается два направления: в одних работах он наносил вертикальные или диагональные цветовые полосы различной длины, которые частично проникали друг в друга (например, в "Вертикальных поверхностях I", 1912/1913). Эти полосы зачастую казались свободно парящими в пространстве. В других картинах Купка работал с круговыми или спиралевидными цветовыми плоскостями, которые, казалось, начинали свое движение из центральной точки композиции ("Диски", 1911/1912). При создании этих зрительных эффектов он руководствовался открытием Делони, которое состояло в том, что форма, ритм и движение могут быть воссозданы из одного лишь цвета. Так, на картине "Комплимент" (1912) пространство густого красного цвета расширяется за счет мягких его колебаний и постепенно утрачивает свою цветовую интенсивность. Распределение теплого зеленого цвета подчинено на полотне ритму взмахов; постепенно этот цвет переходит в холодный синий. Таким образом, темой картины становится движение цветов.

1930: Выдержанные абстрактные композиции. В начале первой мировой войны Купка отправился на фронт добровольцем. По окончании войны он стал профессором Пражской Художественной академии. В работах того периода он сохранял верность концепциям, выработанным в его "картинах двух планов". К одному из ключевых понятий его искусства можно отнести слово "Сгёег!" ("Твори!"), которым он одарял только художников, работавших в абстрактном стиле. В то же самое время художников предметного стиля он пренебрежительно характеризовал как "подражателей". Купка часто создавал серии картин, например, в цикле "Синтез" (1927-29) он сделал попытку проникнуть в мир машин. В 1930 Купка решил создать (из числа граждан Франции) группу "Abstraction-Creation"; его работы того времени отличались четкой геометричностью и предельной сжатостью форм, как, например, в "Серии С" (1935-46). Начиная с 30-х Купка жил и работал в Пюто, небольшом предместье Парижа, не привлекая к себе особого внимания. В 1957 он умер в возрасте 85 лет. Через год после этого во французской столице состоялась первая ретроспективная выставка его работ.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?