Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Оскар Кокошка

Оскар Кокошка (01.03.1886-22.02.1980) - художник, график, скульптор и писатель австрийского происхождения, разработавший собственный неповторимый экспрессионистский (портретный) стиль, основывавшийся на стремлении к раскрытию психологии изображаемого в рамках художественного произведения. В своих поздних работах Кокошка склонялся к импрессионистской живописи.

Кокошка родился в Пехларне-на-Дунае в семье чешского золотых дел мастера и вырос в Вене. Его учитель, впечатленный способностями ученика в рисовании, добился для него стипендии в школе искусств и ремесел в Вене, когда Оскару исполнилось 18 лет.

1907: Художник в стиле модерн. В 1907 Кокошка стал сотрудником "Венских мастерских" - объединения мастерских художников и ремесленников; он рисовал картинки для почтовых открыток и виньетки, помечая свои работы монограммой ОК. Эту подпись он сохранил и в дальнейшем.

В 1908 Кокошка опубликовал сборник стихов "Мечтающие мальчики", иллюстрировав его декоративными цветными литографиями - выдающимися работами в стиле модерн. В том же году на организованной "Мастерскими" выставке художественных произведений Кокошка представил на суд публики многочисленные изображения обнаженных девушек, за что заслужил репутацию "великовозрастного сорванца". В 1910 постановка его экспрессионистской драмы "Убийца, надежда женщин" своей нетрадиционной композицией вызвала настоящий скандал. Кокошке перестали выплачивать стипендию; однако архитектор

Адольф Лоос поручал ему исполнение множества заказов.

1909: Психологические портреты. В портретной живописи Кокошка разработал собственный персональный стиль, нацеленный на раскрытие душевных качеств личности. Руки он изображал как правило непропорционально большими, благодаря чему жестикуляция в его работах по своей выразительной силе ничуть не уступала мимике и выражениям лиц. Кокошка работал с тональными красками без резких контрастов. Так, на двойном портрете "Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат" (1909) обе фигуры мягко вырисовываются на золотисто-каштановом фоне.

1912-1915: Любовная связь с Альмой Малер. В 1910 Кокошка уехал в Берлин. После знакомства с такими художниками, как Эрнст Людвиг Кирхнер и Карл Шмидт-Ротлуфф, стиль Кокошки стал более экспрессивным, насыщенным цветами. С 1911 он занялся созданием больших полотен на библейские темы, среди которых можно отметить "Исход в Египет" (1911/1912) и "Распятие (Голгофа)" (1912).

В 1912 художник страстно влюбился в Альму Малер, вдову композитора Густава Малера; между ними завязался роман.

Эти сердечные взаимоотношения нашли свое отражение в таких работах, как, например, "Шквал" (1914): мужчина и женщина лежат после совершенного акта любви на скомканных простынях. Цвета картины производят впечатление неустоявшихся, за счет чего в общем умиротворенный настрой работы оказывает на зрителя динамическое воздействие. В начале первой мировой войны Кокошка ушел на фронт лейтенантом драгунской части ив 1915 был тяжело ранен в Галиции. В том же году Альма Малер ушла от него. Кокошка впал в глубокую депрессию; в некоторых своих картинах того периода, например, "Пара влюбленных с кошкой" (1917), отражена его любовь к Альме Малер. В 1918 он получил заказ на изготовление нескольких кукол, одну из которых сделал похожей на свою утерянную возлюбленную.

20-е годы: Природные и городские ландшафты. В 1919 Кокошка получил профессорский пост в Дрезденской академии, где стал преподавать свободную живопись. Работал он преимущественно с литографиями, предпочитая при этом синий цвет (например, "Дама в синем", 1919).

В начале 20-х Кокошка создал свои первые городские ландшафты с видами Дрездена. В этих работах он постепенно отходил от экспрессивного стиля. В 1924 он отправился в длительное путешествие по Европе. В картинах "Марсельская гавань", 1925, "Шамони и Монблан", 1927, и других Кокошка пришел к яркой цветовой гамме в духе импрессионизма.

1947: Британское гражданство. В 1933 Кокошка вернулся в Вену, однако уже на следующий год переехал в Прагу. В 1937 в Вене состоялась первая ретроспектива его работ, и в том же году в Германии картины художника были объявлены "вырожденческим искусством". После Мюнхенского соглашения Кокошка понял, что суверенитет Чехословакии оказался под угрозой, и уехал с подругой жизни (Ольгой Павловской, бракв 1941) в Лондон, где им пришлось жить в стесненных материальных условиях. В 1947 Кокошка стал гражданином Британии, а через шесть лет после этого уехал на жительство в Вильнев на берег Женевского озера. К этому времени он был свободным художником, однако после 1945 играл в художественном мире второстепенные роли. В поздних работах он обращался чаще всего к античным темам, как, например, в цикле иллюстраций "Одиссей, греки и Апулей" (1964) или "Троянцы" (1971). В 1980 Кокошка скончался в Вильневе в 93-летнем возрасте.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?