Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Музей имени А.Н.Радищева
Здание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева
 
Музей имени А.Н.Радищева
Вестибюль
 
Музей имени А.Н.Радищева
Парадная лестница
 
Музей имени А.Н.Радищева

 
Музей имени А.Н.Радищева

 
Музей имени А.Н.Радищева
Залы музея
 
Музей имени А.Н.Радищева
Радищевский музей в Саратове. Фотография 1885 года
 
Музей имени А.Н.Радищева
Зал А.П. Боголюбова. Фотография 1900-х годов
 

Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева принадлежит к числу самых крупных и старейших в стране. Основанный в 1885 году, он на протяжении долгих лет являлся одним из немногих общедоступных художественных собраний в дореволюционной России.

Основателем музея был известный художник-пейзажист, профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов, внук великого писателя революционера Александра Николаевича Радищева, который впервые в крепостнической России поднял голос в защиту народа против самодержавного деспотизма.

Чем было вызвано намерение А.П.Боголюбова основать Радищевский музей именно в Саратове? Ведь сам он, кажется, никак не был связан с этим городом. Боголюбов родился в селе Померанье Новгородской губернии в семье военного. Однако на склоне лет, подводя итог прожитому, он напишет в своих "Записках моряка-художника": ,,По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева".

Мать Боголюбова, Фекла Александровна, была дочерью А.Н.Радищева. С детства она воспитала в своих сыновьях уважение к памяти их знаменитого деда. Это высокое чувство фамильной гордости Боголюбов сохранил на всю жизнь.

Семейные предания называли Саратов родиной А. Н. Радищева. Это убеждение разделял и А. П. Боголюбов, считавший, что будущий писатель родился и провел первые годы в Саратовской губернии. Здесь находилось родовое имение-Верхнее Аблязово. Во второй половине XIX века оно принадлежало потомкам А. Н. Радищева. Боголюбов не раз бывал в Абля-зове, путешествуя по Волге в 1860-е годы или приезжая в Саратов в связи с хлопотами по устройству музея, строительству здания и организации экспозиции.

Создание Радищевского музея было делом всей его жизни, которому пришлось отдать немало сил и энергии. Одна из основных трудностей состояла в существовании так называемого "радищевского вопроса": на протяжении многих десятилетий, прошедших со дня трагической кончины великого просветителя, его имя оставалось под запретом.

Понадобились упорство и целеустремленность А.П.Боголюбова, чтобы создать Радищевский музей, чтобы именно Саратову принадлежала честь первым в России свободно произнести имя Радищева - выдающегося мыслителя и революционера.

Боголюбовское начинание было новым и необычным для Саратова, который в ту пору называли "столицей Поволжья". Крупный торгово-промышленный центр на Волге, он был типичным "купеческим" городом.

В 1877 году саратовцам стало известно о намерении жившего в Париже профессора живописи Алексея Петровича Боголюбова передать в дар городу принадлежащую ему коллекцию произведений искусства и основать музей, назвав его в память деда Радищевским, чтобы навеки связать имя А. Н. Радищева с делом просвещения народа и художественного образования юношества. Саратовская дума получила предложение организовать не только музей, но и рисовальную школу при нем. Город же должен был предоставить для них "постоянное, неизменное, прочное и приличное помещение".

Саратовским властям понадобилось известное время, чтобы вникнуть в смысл сделанного им предложения. Официальное согласие городская дума дала Боголюбову лишь в 1878 году. Тогда же последовало разрешение высших государственных органов. Однако и после этого еще более семи лет добивался Алексей Петрович воплощения своего замысла.

Неизменно бурными были думские дебаты по вопросу об организации музея. Саратовские толстосумы, консервативная часть городского управления, привыкшие на все смотреть с позиции коммерческой выгоды, долгое время открыто выступали против его создания.

Только в мае 1883 года состоялась закладка здания, которое должно было изменить облик старой Театральной площади. Сооружалось оно по проекту петербургского архитектора И.В.Штрома. Исполнял проект и руководил всеми строительными работами городской архитектор A.M.Салько. Сравнительно быстро было возведено внушительных размеров двухэтажное кирпичное здание, предназначенное для размещения обширных музейных коллекций, чуть больше года продолжалась отделка внутренних помещений.

В начале 1885 года в Саратов прибыли экспонаты будущего музея, собиравшиеся Боголюбовым в течение многих лет. В первых числах июня он приехал в Саратов для организации музейной экспозиции.

В ту пору "Саратовский листок" сообщал: ,,Вот уже несколько дней, как профессор Боголюбов проживает в Саратове, занимаясь разбором и установкой в Радищевском музее доставленных сюда из Москвы редкостей. Почтенный профессор увлечен своею работой, занят ею целые дни". Первая экспозиция была сделана Боголюбовым.

Наконец все хлопоты по устройству музея кончились. 28 июня А.П.Боголюбов знакомил с музейной коллекцией общественность города, а 29 июня (ст. ст.) состоялось торжественное открытие музея.

,,30 июня музей был открыт для бесплатного обозрения публики, - сообщала одна из местных газет. - Еще с утра у здания. . . собралась огромная толпа народа в несколько тысяч человек. Ввиду невозможности одновременного доступа всех желающих осмотреть музей, впускалось по 500-600 человек".

В первый год его посетило свыше 62 тысяч человек, десятилетие спустя, в 1895-м, в музейных залах побывало около 100 тысяч зрителей.

Музей, первоначально задуманный как подспорье художественной школе, постепенно приобрел самостоятельное значение. Еще задолго до открытия в его судьбе приняло участие множество людей - коллекционеров, художников, частных лиц - всех тех, в ком боголюбовская инициатива нашла поддержку и отклик. С 1882 года стали поступать заявления о пожертвованиях в пользу Радищевского музея.

Что же касается рисовальной школы, то ей не суждено было открыться при жизни А. П. Боголюбова. "Боголюбовка", как ласково называли ее воспитанники, приняла первых своих учеников только в 1897 году, через несколько месяцев после смерти художника. Ее классы и мастерские поначалу размещались в музейном здании.

Школой мастерства стала уникальная художественная коллекция музея. В его стенах получили профессиональную подготовку многие известные русские и советские художники, среди них А.И.Савинов, М.И.Поляков, Н.Н.Жуков, А.П.Кибальников.

Смысл и значение замечательного культурного начинания А. П. Боголюбова, которому он ,,отдал все, что имел": время, силы, средства, - заключались в том, что его усилиями в русской провинции был создан первый общедоступный художественный музей, воплотивший в жизнь радищевские заветы о необходимости широкого просвещения народных масс. Недаром это событие вызвало сильный общественный резонанс. Открытие Радищевского музея приветствовали передовые деятели русской культуры: писатель И.С.Тургенев, ученый-филолог А.Н.Пыпин, композитор А.Г.Рубинштейн, художники И.Е.Репин, М.М.Антокольский. Оно было воспринято как крупное событие художественной жизни.

Современный исследователь справедливо отмечает: "Идея художника А.П.Боголюбова, направленная на поднятие художественной культуры в провинции, оказалась исторически необходимой и, несомненно, должна быть поставлена в связь с общим подъемом русской демократической и просветительской жизни 70-80-х годов. После того как передвижники своими выставками проложили широким массам дорогу к искусству, когда эти выставки в разных городах вызвали со стороны народа широкий интерес, назрела необходимость создания в провинции постоянных очагов культуры".

Таким очагом художественной культуры стал Саратовский Радищевский музей, уже в первые годы своего существования известный не только в стране, но и за ее пределами.

29 июня 1885 года, приветствуя открытие музея как "учреждения совершенно нового не только для местного саратовского, но и вообще провинциального русского общества", "Саратовский дневник" писал: "Доселе всякие музеи, тем более чисто художественные, концентрировались в столицах. . . Провинция теперь жаждет развития. . . И Петербург к ней переменился, дает поддержку и добрые пожелания. . . В цепи совершающихся ныне явлений, знаменующих всестороннее развитие провинции, учреждение в ней первого художественного музея есть наиболее выдающееся. . . и потому на событие сегодняшнего дня в Саратове должно будет обратить внимание все мыслящее общество в России".

Возникновение музея в Саратове заметно повлияло на развитие культуры края. Оживилась выставочная деятельность, усилился интерес к изобразительному искусству. В 1888 году организовалось Саратовское общество любителей изящных искусств, открывшее впоследствии свою рисовальную студию.

С фактом существования музея связано, может быть и не столь очевидно, формирование на рубеже XIX-XX веков замечательной плеяды художников, которых часто объединяют понятием "саратовская школа". Старшим из них был В.Э.Борисов-Мусатов.

Вслед за ним в большое искусство пришли Павел Кузнецов, Петр Уткин, Алексей Карев, Александр Савинов, скульптор Александр Матвеев.

Биографы и исследователи их творчества единодушно утверждают, что в творческом становлении этих мастеров сказалось воздействие музейного собрания произведений искусства, самой атмосферы Радищевского музея.

Поначалу коллекция росла стремительно. Только за первые три года она увеличилась почти вдвое. Поток подношений и даров не оскудел и позднее. Здесь были картины и гравюры, фотографии и минералы, "кости доисторических животных" и материалы, относящиеся к этнографии. Очень пестрые и разнородные, они, увеличивая коллекцию, одновременно сильно засоряли ее, делали музей похожим на кунсткамеру.

До революции музей пополнялся главным образом за счет частных пожертвований. В числе жертвователей - московские коллекционеры братья П. М. и С. М. Третьяковы, художники Ф.А.Бронников и А.А.Харламов, известный знаток византийского искусства А.В. Звенигородский, подаривший музею уникальные произведения мастеров Италии и Германии XV века, собрание западноевропейской гравюры.

В ту пору приобретения на средства музея были не слишком обширны, хотя старания дирекции и особенно хранителя А. Л. Куща часто были успешными. К несомненным удачам можно отнести поступление картин В.В.Переплетчикова, Н.П.Химоны, М.В.Нестерова.

Только в годы Советской власти появилась возможность систематического и целенаправленного пополнения. Особенно активным оно было в 1920-е годы, когда в нашей стране осуществлялось перераспределение музейных фондов и в Саратов из центральных собраний (ГТГ, ГРМ, ГМИИ, Государственного музейного фонда) поступили первоклассные работы, и среди них такие, как "Портрет П.И.Щербатовой" В.И.Сурикова или "Стог сена" В.А. Серова, портреты Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, К.П.Брюллова.

Изменился состав музейной коллекции: множество экспонатов, не имевших отношения к истории изобразительного искусства, было передано в краеведческие или мемориальные музеи. В результате всех этих перемен определился облик Радищевского музея как сокровищницы отечественного и зарубежного искусства, а посетители впервые получили возможность видеть целостную научно обоснованную экспозицию, очищенную от случайных и второстепенных вещей.

С первых лет революции начал создаваться отдел советского искусства. Это - наиболее динамичная часть собрания. Лучшие работы ведущих советских мастеров представлены в постоянной экспозиции отдела.

За годы существования музея его коллекция увеличилась более чем в семь раз. Сейчас музейные фонды насчитывают свыше 15 тысяч экспонатов: произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Большой размах собирательская деятельность музея приобрела в последнее десятилетие, когда в состав музейных фондов влилось превосходное собрание живописи рубежа XIX-XX веков, принадлежавшее действительному члену Академии медицинских наук СССР М. Ф. Глазунову, а экспозиция советского искусства пополнилась работами В. И. Иванова и В.Е.Попкова, братьев А.П. и С.П.Ткачевых, Е.И.Зверькова и других художников.

Давно уже стало традицией, что люди, искренне любящие искусство, так или иначе связанные с Саратовом, стремятся внести свой посильный вклад в пополнение музейного собрания произведениями отечественных и зарубежных мастеров.

Замечательная коллекция русского и западноевропейского фарфора была завещана музею саратовским врачом О. А. Гордеевой. По завещанию московского врача Е. П. Разумовой после ее кончины в Саратов поступили работы М. В. Нестерова, П. Д. Корина, В. Д. Поленова. Более 300 произведений известного советского художника саратовца П.В.Кузнецова и его жены Е.П.Бебутовой передали музею их наследники.

Раздел русского искусства наиболее обширен и разнообразен. В нем нашли отражение почти все основные явления национальной художественной культуры XVIII - начала XX века, характерные черты живописи Древней Руси.

Результатом собирательской деятельности музея и, конечно, долгой кропотливой работы художников-реставраторов стало создание в 1970-е годы экспозиции древнерусского искусства, включающей уникальные памятники иконописи XV-XVI столетий, а также группу народных деревянных скульптур, выполненных поволжскими мастерами-резчиками.

Большой интерес у посетителей музея вызывает собрание западноевропейского искусства. Конечно, здесь нет полной развернутой картины развития живописи представленных стран, но произведения художников Италии, Франции, Испании, Фландрии, Голландии XV-XIX веков дают яркие образцы достижений мировой живописи.

Небольшая мемориальная экспозиция, посвященная А. Н. Радищеву, как бы предваряет знакомство с собранием русского искусства.

В "Радищевском уголке" сосредоточены экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью великого просветителя, имя которого носит музей.

Живописный портрет А. Н. Радищева сразу же обращает на себя внимание. Он исполнен неизвестным художником второй половины XVIII века. Строгое, спокойное, без намека на улыбку лицо останавливает, заставляет вглядеться, вдуматься, попытаться понять духовный мир человека давно минувшей эпохи. Тонкое подвижное лицо, скорбная складка губ, пристальный взгляд темных глаз и гордо вскинутая голова говорят о натуре цельной и впечатлительной. Образ привлекает благородством и интеллектуальностью.

Вот как рассказывает о характере А.Н.Радищева его сын Павел Александрович: "Он был нрава прямого и пылкого, умел сносить горести со стоическою твердостью, чужд был лести, был в дружбе непоколебим, забывал скоро оскорбления; обхождение его было простое и приятное. Замечали, что он более отвечал на вопросы, нежели сам начинал говорить, но когда представлялся случай, он мог воспламениться, говорил сильно и значительно; впрочем, мало занимаясь тем, что вне его, он был как-то сосредоточен в самом себе, как человек, занятый предметом, им овладевшим".

Эмоциональное, полное жизненной теплоты произведение раскрывает сложный духовный мир Радищева. В нем нашли выражение лучшие особенности русских портретистов XVIII века. Это первое известное нам прижизненное изображение великого гражданина России. Портрет исполнен еще до выхода ,,Путешествия"и ссылки А. Н. Радищева в 1790 году в Илимский острог в Сибири.

Музей обладает также уникальным портретом первой жены А. Н. Радищева - Анны Васильевны, урожденной Рубановской. Тонкий по живописному мастерству и передаче настроения портрет сохранил облик этой женщины, неожиданную смерть которой в 1783 году сильно переживал Радищев. Автор портрета неизвестен.

В небольшой витрине хранятся экземпляры книги "Путешествие из Петербурга в Москву". Трудно назвать другое литературное произведение, судьба которого была бы столь тяжкой и длинной.

Началась она в 1790 году в Петербурге, в маленькой типографии, где было напечатано несколько сот экземпляров. После ареста Радищева проданные и розданные экземпляры были конфискованы, каждая книга с пристрастием разыскивалась. На произведение крамольного автора был наложен запрет, который длился более столетия.

Литературоведы предполагают, что от первого издания книги сохранилось не больше 30 экземпляров, до нас же их дошло значительно меньше. Известно 5 экземпляров, хранящихся в государственных библиотеках. Один из них, подаренный внуками великого гуманиста Алексеем и Николаем Боголюбовыми, занял почетное место в экспозиции Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева.

Дорогая семейная реликвия бережно хранилась, переходя от поколения к поколению. В книге были утрачены титульный лист, первые и последние страницы, а впоследствии вместо них вшиты уже рукописные вставки, возможно сделанные самим А. П. Боголюбовым. На титульном листе имеется надпись: "Братья Боголюбовы приносят этот экземпляр книги сочинения Александра Николаевича Радищева музею его имени в Саратове. Просят управление музея хранить его как дорогую библиографическую редкость и не выдавать для чтения.

26 июля 1887

Николай Боголюбов

Алексей Боголюбов.

Интерес к личности Радищева и его произведениям, несмотря на запрет и гонения, был огромен. Оставшиеся экземпляры запрещенной книги переходили из рук в руки, а так как их было мало, то, естественно, появились рукописные экземпляры. Два из них хранятся в музее. Друзья и последователи Радищева уже после его смерти неоднократно пытались издать "Путешествие из Петербурга в Москву". Но все их попытки оказались безуспешными.

В 1888 году А.С.Суворину было разрешено перепечатать текст "Путешествия" с издания 1790 года в количестве. . . 100 экземпляров. Книга была выпущена на разных сортах дорогой бумаги. В Радищевском музее хранится один из экземпляров этого редкого издания.

Экспонируются еще две книги "Путешествия" издания 1905-1906 годов.

В 1797 году Радищев был возвращен из ссылки, но по-настоящему не был свободен. Ему было разрешено жить в калужском имении под надзором полиции. И только в 1801 году, после вступления на престол Александра I, Радищев был восстановлен в своих правах.

В эти годы Александр Николаевич несколько раз посещает своих престарелых родителей в селе Верхнее Аблязово Саратовской губернии. Уединенные места, близость родных, привязанности детства дали ему новые силы и успокоение, которых ему так не хватало в Петербурге, где А.Н.Радищев умер в 1802 году.

Внук А. Н. Радищева, А. П. Боголюбов, с большой любовью, бережно воссоздает в живописных работах места, где не раз бывал сам, где жил его великий предок. Этюды "Усадьба Аблязово", "Молотьба", "Жниво и мельница", исполненные им, а также небольшая акварель художника И. С. Страхова "Дом Радищевых и аблязовская церковь" дополняют экспозицию "Радищевского уголка".

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева сегодня - один из крупнейших в РСФСР. Его коллектив ведет большую популяризаторскую, научно-исследовательскую, собирательскую, реставрационную, выставочную деятельность. Ежегодно музей посещает около 200 тысяч человек.

В последние годы неизмеримо расширились диапазон и масштабы деятельности музеев, заметно возросла их роль в формировании духовной культуры общества. Выполняя сложную и многогранную работу по эстетическому воспитанию советских людей, расширяя культурно-социальные контакты, музеи нашей страны в самой своей основе являются поборниками мира, международного сотрудничества в области культуры.

В пропаганде отечественного изобразительного искусства за рубежом есть и доля участия Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева. Лишь за последние три года более 150 работ, принадлежащих ему, участвовало на самых представительных выставках в нашей стране и за рубежом: в Италии, Японии, Швеции. В 1980 году свыше 40 произведений русских художников второй половины XIX века из собрания музея экспонировались в Дуйсбурге (ФРГ), где в рамках фестиваля "Великие русские реалисты" проходила выставка "Русские художники-передвижники".

В 1983 году музей явился одним из организаторов выставки "Русское искусство второй половины XIX века", которая была развернута в залах Национального музея Кубы. Жители острова Свободы смогли познакомиться с живописью и графикой мастеров национально-реалистического искусства, таких, как В.Г.Перов и И.Е.Репин, С.В.Иванов и А.Е.Архипов, А.П.Боголюбов и В.Д.Поленов.

Разноплановая, сложная и многогранная деятельность музея дает возможность говорить о больших ее перспективах и качественно новом содержании.

Музею исполняется 100 лет. Дистанция времени, отдаляя момент основания и события, с ним связанные, вместе с тем позволяет острее ощутить смысл сделанного А. П. Боголюбовым и русской общественностью, глубже понять значение Радищевского музея в развитии русской и советской художественной культуры.

Т. В. Гродскова, 1985

Радищевский музей...




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?