Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Эрнст Макс

Эрнст Макс (1891-1976) - немецкий и французский живописец, график, скульптор. Один из самых отчаянных экспериментаторов, автор им самим изобретенных коллажей, фроттажей и ассамбляжей, Макс Эрнст всю жизнь чувствовал свое духовное родство с немецкими романтиками и даже в пожилом возрасте часто вспоминал волшебные мамины сказки о таинственных дремучих лесах, населенных духами, которые только изредка являются пред человеком. Всю Первую мировую войну он провел на фронте, и именно искусство стало для него способом освободить душу от влияния страшной силы разрушения. Он был близок с дадаистами и сюрреалистами, но главной задачей для него оставалась фиксация собственных галлюцинаций. Он не только творил, но и очень внимательно наблюдал за самим собою, фиксировал сам процесс творчества.

Чтобы понять картины многих современных абстракционистов, достаточно вчитаться в строки воспоминаний Макса Эрнста, который был одним из первых: "Передо мной был бесконечный ряд моделей самого разного рода: математические, геометрические, антропологические, зоологические, ботанические, анатомические, минералогические, палеонтологические и т. д. Элементы происходили из настолько далеких друг от друга областей, что ни Глаз, ни сознание не могли смириться с абсурдностью их соположения; появились галлюцинации, которые стали придавать этим предметам новые, постоянно меняющиеся смыслы. Я почувствовал вдруг, что мое зрение обострилось и что возникающие передо мной объекты я вижу на новом фоне. Чтобы поймать это видение, нужно было немного - краска, пара линий, горизонт, пустыня, небо, дощатый пол или что-то подобное. Так была зафиксирована галлюцинация".

Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года неподалеку от Кельна, в Брюле. Его отец, человек довольно своенравный и властный, работал в школе для глухонемых. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. У Макса было шестеро братьев и сестра. Рисовать Макс начал с пяти лет. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств у Воррингера. Еще в гимназические годы Макс Эрнст любил читать Макса Штирнера, Флобера, увлекался оккультизмом. А в студенчестве начал интересоваться психиатрией и даже посещал больницу для душевнобольных. Живописью Эрнст серьезно занялся в 1909 году. Его кумирами стали Ван Гог, Гоген, Моне, позже - Кандинский, Делоне и Марке, с которым ему посчастливилось познакомиться лично. В начале 1910-х годов Макс Эрнст вступил в общество "Молодой Рейн", куда входили Йоханнес Кулеманн, Карл Оттен и другие художники. В 1912 году большое впечатление на него произвели выставки Зондербунд и футуристов. В это же время Макс Эрнст выставил несколько своих работ в одном из боннских книжных магазинов и в галерее в Кёльне, затем познакомился с Аполлинером и Делоне, съездил в Париж и принял участие в Первом осеннем берлинском салоне, который организовало издательство "Штурм". В 1914 году Макс Эрнст познакомился с Хансом Арпом, дружба с которым продолжалась многие годы. В 1914-1918 годах Макс Эрнст в качестве артиллериста находился в действующей армии и не понаслышке знал о всех ужасах войны. В 1916-1917 годах его картины экспонировались на выставке, организованной "Штурмом", и в галерее Дада в Цюрихе. Родители не понимали Макса, и он вынужден был порвать с ними. В 1918 году, возвратившись в Кельн, он женился на Луизе Штраус, через два года у них родился сын Джимми. Когда в 1919 году Эрнст вместе с Бааргельдом организовал "Центр Дада W3", на первой же их выставке британские оккупационные власти конфисковали все афиши и каталоги. Это же повторилось и через год, на второй, последней выставке дадаистов.

В этот период Макс Эрнст уже начал проводить свои художественные эксперименты, смешивая разные художественные техники в монтажах, акварелях и даже рисунках.

Каникулы Эрнст обычно проводил со своими друзьями Арпом, Тзара и их девушками. К ним приезжал Бретон со своей женой. В Кёльне Эрнст познакомился и подружился с Полем и Галой Элюар, которая впоследствии стала возлюбленной Сальвадора Дали. Эрнст, Бретон, Кревель, Деснос начали вместе проводить эксперименты по автоматическому письму.

В 1924 году вместе с Элюарами Эрнст съездил в Индокитай, а потом горячо приветствовал опубликованный без него "Манифест сюрреализма". В 20-е годы появились сюрреалистические картины Эрнста "Царь Эдип", "Пара", коллаж "Завитая Катерина". Многие свои работы Эрнст повторяет в разных техниках. Так, и маслом, и в виде фроттажа была выполнена композиция "Ева - единственная, которая у нас есть". Фроттаж как способ "вызывать вдохновение" был открыт Эрнстом в 1925 году, а уже в следующем появился его фроттаж "Естественная история". В 1926 году Эрнст вместе с Хоаном Миро выполнил декорации к балету "Ромео и Джульетта". В 1927-м он женился на Мари-Берт Оранш, с которой прожил до 1936 года.

Плодотворным был для Эрнста 1929 год, когда он издал коллаж-роман "Безголовая о ста головах" и вместе с Бунюэлем и Дали приступил к работе над фильмом "Золотой век". В 1933 году национал-социалисты включили Эрнста в черный список. В это время появились его коллаж-роман "Пасхальная неделя", картины "Забальзамированный лес" и "Весь город". Покинув Мари-Берт Оранш, Эрнст в 1937 году встретил Леонору Каррингтон, с которой уехал в Сен-Мартен д'Ардеш. Через год он сделал декорации к спектаклю Юбю "В рабстве" и из солидарности со своим другом Полем Элюаром порвал отношения с сюрреалистами.

В 40-е годы Эрнста несколько раз интернировали. Эмигрировав в Соединенные Штаты, Эрнст поселился в Нью-Йорке, а затем в Калифорнии, женился на Пегги Гуггенхейм. Выставки его работ американская общественность не приняла. В 1943 году он познакомился с Дороти Таннинг, на которой женился в 1946. Ощущение ужасов войны воплотилось в написанных им в 40-е годы работах "Европа после дождя" и "Искушение святого Антония".

Возвратившись в 1949 году в Европу, Эрнст с успехом экспонировал свои работы на самых престижных выставках и даже получил Гран-при на Венецианской Бьеннале 1954 года. В 1953 году Эрнст начал работать в своей парижской мастерской в тупике Ронсар, а в 1958 получил французское гражданство. Через десять лет он, к тому времени уже довольно известный в Европе художник, поселился в Селланне. Символически воспринимаются его работы "Бракосочетание неба и земли" (1962) и "Памятник птице", над которой он работал в 1928-1969 годах. Необычны выполненные Эрнстом в 1946 году крошечные работы со стихотворениями "Семь микробов, увиденных сквозь темперамент", скульптура из бронзы и гипса, названная "Сестры-души".

Умер Макс Эрнст 1 апреля 1976 года. Всю жизнь он находился в постоянном поиске формы, способной наиболее остро выразить самые тайные его мысли и чувства.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

застрели луну

Застрели луну.

Литоглафия 19

Литоглафия 19.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?