Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Эрни Ханс

Эрни Ханс (род. 1909) - швейцарский живописец и график. В 1946 году, в то самое время, когда человечество в ужасе содрогнулось от реальных последствий научных открытий в физике (последствия атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки давали знать о себе еще по меньшей мере полстолетия), тридцатисемилетний Ханс Эрни сдал экзамен на звание пилота и написал свой знаменитый темперный "Автопортрет". Художник изобразил себя на фоне огромного холста, где сплетаются, уходя в бесконечность, линии и молекулярные схемы, напоминающие образную структуру пространства. Ханс Эрни в глубоком раздумье повернулся к тем, кто готов его выслушать.

Он серьезен и озабочен. Ему выпало жить в середине XX века, когда разум брал верх над чувствами, и не поэты, а инженеры .и физики пытались постичь, сконструировать ритмическое пространство будущего. Может, потому запутанные линии, неразгаданные молекулярные схемы на холсте не радуют, а скорее пугают.

Поиск проверенной алгеброй гармонии присутствует практически во всех произведениях Ханса Эрни. Он, как никто, пытался постичь и воплотить гармонию, лежащую в основе не только отдельного человека, но и коллектива, общества, природы.

Ханс Эрни родился 21 февраля 1909 года в Люцерне, в семье пароходного механика. После окончания общеобразовательной школы в 1915-1923 годах он начал изучать землемерное дело, потом учился на рисовальщика-архитектора, прочитал много книг по искусству. В 1927-1928 годах учился в Школе искусств и ремесел в Люцерне, потом поехал в Париж.

В 1928-1929 годах Ханс Эрни посещал парижскую академию Жюлиана, тщательно изучал картины старых мастеров в Лувре, знакомился с современной французской живописью. Воспроизводя в своих экспериментальных работах творческие манеры Ван Донгена, Дерена, Дюфи, Матисса, Пикассо, Брака и др., Эрни постепенно перешел от изобразительности к беспредметности, абстракционизму. Однако абстрактные работы Эрни 30-х годов - это не концептуальные произведения, а попытки отыскать свое творческое "я".

Чувствуя себя все тем же робким учеником, Эрни в 1933 году вступил в парижскую группировку "Abstraction Creation", которую образовали известные художники-абстракционисты Арп, Кандинский, Бранкузи, Габо, Мондриан, Мур, Кольдер и др.

В это время Ханс Эрни занимался поисками своеобразных символических знаков, которые были бы способны передать структуру того или иного предмета или явления.

Так в 1935 году появляется его картина "Кинематограф", в 1936 - "Техническая функция", в 1937 - "Новые спутники", где земная и космическая реальность передаются в своеобразной динамике линейных ритмов. В написанном в 1939 году "Пентагоне", который, как считается, знаменует конец абстрактного периода творчества Эрни, уже присутствуют сюрреалистические образы. Обнаженная женщина, идущая не то по улице, не то в вымышленном геометрическом пространстве,- это не образ, рожденный в глубине подсознания, как это чаще всего бывает у Сальвадора Дали, а, скорее всего, просто парадоксальный символ.

В 30-х годах Ханс Эрни сделал фрески для спортивного клуба и "Bethlehem-Bar" в Люцерне (за последнюю он получил первый приз на творческом конкурсе), показал свои картины на выставке "Тезис-Антитезис-Синтез", увлекся античностью и выполнил еще несколько фресок и настенных росписей.

Художник, даже если он стремится к логически выверенному построению образов, не может оставаться безучастным к событиям, которые происходят вокруг. Конец 30-х, когда в Германий победил фашизм, началась Вторая мировая война,- это время великих разочарований, время тревожных переживаний. Именно чувство страха, которое не раз пришлось испытать в это время Эрни (он служил в швейцарской армии шофером и художником-маскировщиком), возвратило его к фигуративному искусству. Однако образы, воплощенные в его картинах, очень сложны. Это своеобразные философские символы, которые составляют строго организованную пластическую систему и вызывают в сознании зрителя определенные психологические ассоциации. В написанных в 1940-1941 годах картинах "Падение Икара", "Кносский лабиринт", "Паника", "Тезей и Минотавр", "Минотавр" чувство страха передается не только определенным соотношением фигур, но и самим ритмом, характером линий. Античные образы превратились для Эрни в своеобразный мост в мир реальных чувств и событий.

Ханс Эрни, как и Жан Жироду и Альбер Камю, а в 1942 году Сартр (автор пьесы "Мухи") и Ануй (автор пьесы "Антигона"), использовал античность как своеобразный межнациональный фольклор, как единственную возможность хоть как-то противостоять всеобщей нервозности, приоткрыть в трагических событиях философский, вневременной смысл.

От символов античности Эрни постепенно возвратился к реальности и в 1943 году создал серию пейзажей альпийских ледников, которые стали для него символом царящей в природе незыблемой гармонии. Стараясь передать на полотне каждую ледяную трещинку и складку, он будто упивался натурализмом.

Однако уже в 1944-1947 годах в его произведениях вновь появились сюрреалистические, полуабстрактные образы ("Полет во сне", "Коллективный труд" и др.), а в таких композициях, как "Бег" и "Атлеты", Эрни образными средствами исследовал изображение синтезированного движения.

Выполняя в 1945 году роспись для зала машин на Базельской промышленной выставке ("Человек и машина"), Эрни вдруг неожиданно открыл, что ритмы и формы людей подобны ритмам и формам машин.

Вот как интерпретировал эту работу один из исследователей творчества Эрни Конрад Фарнер: "Каждая из трех групп воплощает основную мысль темы "Человек и машина". Слева внизу - рабочие и технический персонал образуют группу; человек труда и человек мысли подчиняют себе силы природы. Наверху в середине - фигуры объединены; чувствуется, что их сплотил дух общности. Это концентрация энергии, которую создает и сохраняет турбина: осмысленное использование машины делает возможным развитие общества. Снаружи справа все находится в стадии бурного распада: разорванные на части тела летят во все стороны; везде бессмысленное разрушение: употребление техники во вред человечеству приводит к социальному хаосу и войне".

В послевоенное время люди с особой остротой ощутили непреходящую ценность идей гуманизма. Постижение и воплощение человека, а через него и всего реального мира стало одной из основных тем искусства. Именно в этот период Ханс Эрни постепенно избавился от излишнего схематизма.

Сначала он пытался воссоздать ритмическое единство всего живого. И в написанном в 1947 году "Портрете Дарвина" сама плавная, закругленная, перетекающая структура эмбриона, животных и даже отдельных органов и частей человеческого тела делает зримой внутреннюю пульсирующую взаимосвязь разных форм жизни. А в созданной в том же 1947 году картине "Яблоки", где на фоне наброска женской фигуры нарисован натюрморт с тремя яблоками, стремление к рационалистическому обобщению уступило место обычной человеческой чувственности.

В это время Ханс Эрни как бы заново открыл для себя античность. Теперь для него главными стали не легко узнаваемые мифологические образы и символы, а присущий античности, веками выверенный музыкальный ритм естественных, земных человеческих чувств. На созданном в 1948 году офорте "Эдип и Иокаста" ("Двое скорбящих") мы видим лишенных излишней эпической возвышенности обычных людей, которые, как и древнегреческие герои, способны на глубокие настоящие чувства. Еще более ясно стилизующая форма выступает в "Буколике", а позже в "Юноше". Теперь именно человеческое тело стало для Ханса Эрни путеводной звездой в поиске гармонического начала. Прекрасное тело, ровный дух, который сохраняется даже в минуты тревоги,- вот истинно гуманистический идеал.

Но, изображая людей, Ханс Эрни всегда стремился решить для себя и чисто формальные задачи. Например, в знаменитом произведении "Массаж", исполненном в технике темперы в 1946 году, изображая двух обнаженных - лежащего мужчину и женщину, которая, сидя, делает ему массаж, Эрни пытался выявить родственность объема и пространства, пространства и плоскости, уравновесить разные объемы. Пятна и линии как бы сами собой рождают пластическое единство всей композиции.

Однако важнее всего то, что Ханс Эрни начал во всем искать и выявлять глубокий философский подтекст. И тут очень большую роль сыграло его знакомство с известным знатоком материальной культуры, швейцарскими эллинистом Андре Боннаром, иллюстрации к книге которого "Человек обещает" стали новой вехой в творчестве художника. Именно в это время он попробовал выразить взаимодействие естественных начал, саму сущность движения. Интеллектуальная борьба воплощена художником в картине "Дискуссия", вдохновение творчества - в картине "Рисовальщик", которые написаны в 1950 году и передают "идеальные" настроения. Гармонию композиции Эрни как бы выкристаллизовывает из самой природы путем анализа и синтеза настроений. Многие его произведения можно считать примерами своеобразной "научной поэзии" и даже философскими эссе.

В 1954 году Ханс Эрни выполнил гигантские фрески для Музея этнографии в Невшателе, где воплощены и сопоставлены образы великих людей разных времен и народов. А в 1958 году сделал для швейцарского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе три панно, которые назвал "Завоевание времени", где воплощены все вехи технической революции. Один из исследователей творчества Эрни Шарль Гюйо назвал эти панно так: "История измерения времени", "Техника измерения времени" и "Философия измерения времени".

Все росписи Эрни очень органично сочетаются с плоскостями стен. Художник всегда любил графические, линейные элементы и поэтому часто использовал технику фрески и сграффито. Он рисовал железным штихелем на самых разных грунтах и считал, что в живописи роль рисунка так же важна, как и роль цвета.

Главное в работах Ханса Эрни - многозначность пластических ритмов. Как и во многих античных статуях, покой на его картинах - это обещание движения, которое, в свою очередь, порождает ощущение беспредельности времени. Не случайно Эрни пробовал помещать предметы поверх легко читаемых и сделанных раньше набросков фигур. Таким образом, в одном произведении воплощались сразу два сюжета, причем напряжение действия нарастало благодаря мерцанию самых разных фактур - плотно положенных красок, штрихов, процарапываний, лессировок и т. д. Излюбленную технику литографии Эрни дополнял, используя самые разные инструменты - тушь, сангину, гуашь, карандаш и т. д., он экспериментировал в процессе печатания, добиваясь необыкновенной гибкости, разнообразия цветовых эффектов. Но все же главной во всех произведениях Эрни оставалась линия, которая и создавала иллюзию живого движения. Поэтому так легки его иллюстрации, например, офорты, выполненные в 1955 году для книги Галины Улановой.

Ханс Эрни много путешествовал, и это всегда находило отражение в его творчестве. В 1945 году он ездил в Англию, Бельгию, Голландию и Францию, в 1950 году в составе научной экспедиции директора Музея этнографии в Невшателе Жана Габюса предпринял путешествие в Африку, после чего написал целую серию пейзажей и жанровых сценок на африканские темы и организовал в Цюрихе выставку.

Ханс Эрни был не только интересным живописцем и графиком, автором иллюстраций и плакатов, но и театральным художником. Он делал костюмы и декорации к опере Моцарта "Титус", к "Соловью" и "Истории солдата" Игоря Стравинского, занимался керамикой.

Во всем творчестве Ханса Эрни чувствуется поэтический гуманизм, желание постичь гармонию и ритм времени.

"Будущее мира непонятно изолированному человеку,- говорил Ханс Эрни.- Но оно ясно творческой личности, находящейся в великом человеческом обществе".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?