Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Чюрленис Константинос

Чюрленис Микалоюс Константинос Константино (1875-1911) - литовский живописец и композитор. Когда в 1907-1908 годах одна за одной начали появляться непревзойденные по точности цветопередачи живописные сонаты Чюрлениса "Солнечная", "Весенняя", "Летняя", "Морская", "Звездная", никому и в голову не пришло обвинить его в рационализме или в преднамеренном поиске новых форм выразительности. В этих полотнах действительно звучала музыка, музыка большой любви. Именно в это время он писал о своей любимой: "Имя ей Зося, а похожа она на весну, на море, на солнце... ты, музыка, тысяча солнц, твои ласки, море, хоры - все сплетается в одну симфонию... Хотел бы я окружить тебя маем, полным запаха цветов и тишины, а под ноги твои бросить прекраснейший ковер Махарани, сотканный из золотой паутины и хризантем белее снега. Я хотел бы, чтоб, лежа на нем, ты слушала тишину. Я хотел бы создать симфонию из шума волн, из таинственной речи столетнего леса, из мерцания звезд, из наших песен и бескрайней моей тоски. Я хотел бы подняться на самую высокую вершину, не доступную смертным, и из самых прекрасных звезд сплести венок Зосе - Жене моей..."

Любовь к одной-единственной Женщине превратилась для него в любовь ко всей природе, ко всей земле, ко всей Вселенной. Утонченные по колориту композиции Чюрлениса воссоздают мир народной мифологии, мир сказок, легенд, фантазий и грез. Чюрленис был одним из ярких представителей символизма - течения в искусстве, которое возникло как реакция на господство в буржуазном обществе норм излишнего "здравомыслия". Он виртуозно владел языком символов и аллегорий и, даже обращаясь к мистическим сюжетам, преобразовывал их, возвышая и поэтизируя.

Родился Константинос Чюрленис 22 сентября 1875 года в деревне Друскининкай в семье деревенского органиста, где было пять сыновей и четыре дочери. Отец рано начал учить Константиноса музыке, и в семь лет мальчик уже знал ноты и даже читал с листа. Варшавский врач Маркевич, который приезжал летом в Друскининкай, познакомил юного "вундеркинда" со своим другом, меломаном М. Огинским, который содержал оркестровую школу. В тринадцать лет, после окончания начальной школы, Константинос поехал туда учиться. Огинский взял на себя финансовое обеспечение учебы Чюрлениса и в Варшавском музыкальном институте. Здесь в то время преподавали 3. Сигетинский и 3. Носковский, которые находились под обаянием романтической музыки Шопена. Еще будучи студентом, Чюрленис написал много самых разных музыкальных произведений. С отличием окончив в 1899 году институт, он отказался от должности в музыкальной школе в Люблине, написал симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901) и поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию.

Окончив консерваторию, Чюрленис возвратился в Варшаву и жил на частные уроки. Еще учась в Лейпциге, он на последние деньги купил холст и краски. А на каникулах в Друскинин-кае начал рисовать окрестные пейзажи, озеро, Неман. В 1902 году он посещал одну из варшавских художественных студий, потом частную школу живописи и художественных ремесел. Одна из первых его картин, которую он сам назвал символической, была "Музыка леса" (1903).

Символизм появился во французской живописи и поэзии еще в конце XIX века. Своеобразным девизом этого течения, которое пробовало найти высшую реальность среди умозрительных символов, стали слова Шопенгауэра: "Существует столько различных миров, сколько есть мыслителей". В России яркими представителями нового течения стали писатели Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый. В Германии символистские традиции проявились в творчестве художников Э. Мунка, Ф. Штука и др., а в Польше - С. Пшибышевского и С. Выспяньского. В 1903-1904 годах Чюрленис создал серию работ в очень популярной среди польских художников технике пастели - "Заколдованный город", цикл "Утро", "Похороны", в которых в качестве символов использовал образы литовского народного фольклора.

В 1904 году Чюрленис поступил в Варшавскую школу изящных искусств, директором которой стал выпускник Петербургской академии литовский художник К. Стабровский. В это время в школе преподавали молодой пейзажист Ф. Рущиц, скульптор К. Дуниковский. Чюрленис учился у известного портретиста К. Кшижановского.

Забросив занятия музыкой, Чюрленис не только рисовал, но и увлеченно изучал то Ницше, то Ветхий Завет, увлекался астрологией, космогонией, философией Древней Индии. Главным для него стало не рисование с натуры, а свободное творчество. Чюрленис сделал несколько эскизов витражных композиций, занимался офортом, гравюрой на стекле. В выполненных в 1904 году гравюрах и пастелях, символически названных "Замок", "Лица", "Видения", "Покой", переплетались явь и сон, природные стихии. Морские волны и облака приобретают очертания человеческих тел и профилей. Эти видения одновременно и влекут и отпугивают. Особая тревога чувствуется в работах, которые Чюрленис создал в неспокойные революционные 1905-1906 годы. Это полные стремительного движения "Искры", переосмысленная в таинственных ритмах "Печаль". В это же время появились и его картины-аллегории - "Дружба", воплощенная им в хрупком светящемся шаре, который несет в руках диковинная неземная женщина, "Истина", когда к горящей свече познания летят, опаляя крылья, все новые и новые мотыльки... А цикл "Сотворение мира" - это уже целостное, ритмически выверенное пластическое повествование с вступлением, драматической завязкой и апогеем развития действия.

В 1905 году Чюрленис ездил в Крым и на Кавказ, а в 1906 - в Силезию, Дрезден, Мюнхен, Вену, Прагу. Его потрясли горы, в европейских музеях он увлеченно изучал произведения старых мастеров. И в 1906-1907 годах он создал одну из лучших своих серий, точно срежиссированные, архитектонически выстроенные своеобразные космические фантазии "Знаки Зодиака". Русский писатель К. Паустовский писал об этом цикле: "Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звездное небо, как это сделал Чюрленис в серии своих картин "Знаки Зодиака".

В небольших по размеру, но монументальных по звучанию листах чувствуется и материальная осязаемость земной реальности, и необозримость космического пространства. "Водолей" увиделся Чюрленису в образе похожей на древнего бога скалы со струящимся живым источником. "Весы" - это бурное, играющее с рыбацкими лодками море. "Козерог" застыл на островке среди океана. "Дева" завороженно глядит на звезды среди полевых цветов... "Близнецов", стоящих на вершинах далеко отстоящих одна от другой скал, объединяет солнечный восход и звездное небо... Каждый из этих символов полон глубокого философского смысла. В 1906 году, когда выставка учеников варшавской школы экспонировалась в Петербурге, на Чюрлениса сразу обратили внимание. Критики отмечали глубину и самобытность его произведений.

Все время, пока Чюрленис вынужден был жить в чужих краях, он тосковал по родной Литве, где после 1906 года начался период культурного возрождения. В Вильнюсе, куда он переехал, начали издаваться первые литовские газеты, были созданы национальные театральные труппы. Чюрленис дал объявление в газету о том, что выпускник Варшавской и Лейпцигской консерваторий может обучать игре на фортепьяно и музыкальной теории. А сам увлеченно занялся изучением традиционного народного искусства, фольклора. Его ближайшей подругой, а потом и невестой, женой стала студентка филологического факультета Краковского университета журналистка София Кимантайте. Когда-то в детстве Чюрленис слушал народные легенды на польском и русском языках, теперь София помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Чюрленис руководил хором, собирал и обрабатывал народные песни, писал публицистические и теоретические статьи, выступал за создание в Литве Народной консерватории и Народного дворца. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки.

В 1907 году открылась Первая Литовская художественная выставка, на которой экспонировались произведения не только профессиональных художников, но и народных мастеров. 33 картины Чюрлениса у большинства зрителей вызвали непонимание, его называли декадентом, просили объяснить смысл каждой работы. Вскоре было образовано Литовское художественное общество, вице-председателем которого стал Чюрленис.

Художник был полон веры в то, что его когда-нибудь должны понять, и в 1907-1908 годах создал лучшие свои произведения - "Сказки" и серии "музыкальной живописи".

Приезжая на лето в Друскининкай, он по восемь-десять часов не покидал своей мастерской, писал музыку, рисовал, фантазировал. Его мастерской была крохотная комнатка в родительском доме, большая часть которого сдавалась дачникам. Он был так занят, что еду просил ставить ему на подоконник. Даже самые сложные свои работы Чюрленис создавал по единственному наброску. Из красок чаще использовал темперу, которую сильно разводил и наносил, как при работе акварелью, тонкими, прозрачными слоями.

Сначала появились серии пейзажных фантазий Чюрлениса - взволнованный и лиричный триптих "Райгардас", полный движения пробуждающейся природы цикл "Весна" и воспринятый символом неразделенной любви цикл "Зима"... Искусствоведы называли эти произведения "пейзажами души".

А наблюдавшая, как они рождались, С. Кимантайте вспоминала: "Константинос жил, погруженный в красоту природы, каждая веточка была объектом его наблюдения. Он, захлебываясь, пил краски цветов, а что уж говорить об облаках..."

Потом появились созданные, а точнее сотканные из фольклорных мотивов "Сказка о крепости", "Сказка о замке", "Путешествие королевича", "Путешествие королевны".

И наконец, пластическую, цветовую плоть начала обретать на полотнах сама музыка. "Фуга" и знаменитые "Сонаты" Чюрлениса построены по всем законам музыкальных произведений. В них есть и аллегро, и анданте, и скерцо, и финал. Это философские колористические метафоры, взволнованное ритмическое повествование о самых тайных человеческих переживаниях, слитых воедино с жизнью природы и всего мироздания. В этих работах - послание художника в будущее.

Осенью 1908 года Чюрленис поехал в Петербург, где познакомился с Добужинским, Бакстом, Сомовым и другими "мирискусниками". Остроумова-Лебедева вспоминала о Чюрленисе: "Он был среднего роста, молодой, худенький, с пушистыми светлыми волосами и голубыми глазами. Производил он впечатление болезненного и хрупкого..." В это время Чюрленис начал писать оперу "Юрате - королева Балтики", для которой сам создал эскизы декораций. Сценарий писала Кимантайте. Среди живописных произведений 1908-1909 годов заслуживают особого внимания символические композиции "Рекс", "Жемантийские кресты", "Арка Ноя", "Рай"... Но все больше тревоги, смятения, дурных предчувствий в его картинах. Появляются "Демон", "Прелюд", "Баллада о черном солнце"... Как и Врубелю, Чюрленису не удалось победить душевную болезнь.

Жена отвезла его из Петербурга в Друскининкай. Врачи настояли, чтобы Чюрлениса поместили в Пустельницкую больницу для душевнобольных под Варшавой. В это время его приняли в общество "Мир искусства", и Бенуа назвал его картину "Всадник", которая экспонировалась на одной из выставок, "самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей". Врачи запретили Чюрленису заниматься музыкой и рисовать. А он все время слышал звон колокола... В один из вечеров он написал несколько строк, обращенных к жене и только что родившейся дочери, и в одной больничной одежде ушел в зимний лес...

Возвратившись, он заболел тяжелым воспалением легких, потом случилось кровоизлияние в мозг. 10 апреля 1911 года его не стало.

Но остались обращенные к потомкам глубочайшие по смыслу, музыкальные по звучанию картины, осталась его музыка, письма, записи в альбоме...

Мир представлялся Чюрленису большой симфонией, а люди напоминали ноты. Он был убежден: "Человек, живя среди людей, всегда должен вершить добро, и его жизнь никогда не будет прожита зря, даже если в глазах других он - ничто".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?