Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Ходлер Фердинанд

Ходлер Фердинанд (1853-1918) - швейцарский живописец и график. Швейцарское общество признало Ходлера только после того, как его картина "Ночь" (написана в 1890 г.) в 1896 году была названа лучшей на парижском Салоне Марсова поля. Окрыленный успехом, художник в 1899 году создал одно из лучших своих произведений - картину "День", которую многие восприняли как антитезу "Ночи". Это полотно - возвышенное, поэтичное повествование о самой природе человеческого бытия. Свежая красочная лужайка устлана голубыми полотнищами, на которых сидят длиннокосые обнаженные женщины. Та, что в центре, как бы приветствует солнце и пришедший с его первыми лучами день, две другие, по бокам, мягко потягиваясь, прикрывают лица руками, и, наконец, еще две, сидящие по краям, сложили руки в молитве. Сцена довольно условна, тонко очерченные легкими, живыми линиями силуэты тел четко вырисовываются на палевом фоне. Основной тон, настроение картины создают теплые охристые краски. Однако главное, что делает, казалось бы, статичную сцену динамичной и живой - это параллелизм, не только формально-композиционный, но и параллелизм ощущений, принцип, который Ходлер использовал во многих своих картинах, тем самым добиваясь впечатления движения и единства, а также необыкновенной интенсивности восприятия. Он писал: "Если предмет приятен, повторность умножает его прелесть, если он выражает печаль или страдание, то она усиливает грустное чувство. Если материал отвратителен или уродлив, повторность сделает его невыносимым". Подтверждение своей теории параллелизма Ходлер нашел в законе повторности, который является главным элементом порядка в природе. Он подчеркивал, что и еловый лес можно воспринять как повторенную много раз вертикальную линию, одинаковые цветы на лугу усиливают впечатление единства, а цветок - это не что иное, как сгруппированные вокруг единого центра одинаковые лепестки.

Ходлер был одним из самых ярких представителей модерна, увлекался национально-романтическими идеями и символизмом. Но главным в его творчестве всегда оставалось ощущение единства человека и природы, которое он воплощал, стремясь передать бесконечно повторяемые ритмы линий и красок, которые и создают особое эмоциональное напряжение его полотен.

Фердинанд Ходлер родился 14 марта 1853 года в Берне, в семье столяра. Отец умер, когда Фердинанду едва исполнилось пять лет, а в четырнадцать лет он потерял и мать. Несмотря на бедность, лишения, мальчик оставался удивительно чутким к красоте окружающей природы, он восторгался бернской архитектурой, любил бывать на красочных народных праздниках. В двенадцать лет Ходлер начал работать в малярно-декоративной мастерской своего отчима Готлиба Шлюпбаха в городе Туне, а затем некоторое время копировал оригиналы на своеобразной фабрике картин в ателье Зоммера. Потом ему пришлось работать у одного из родственников - сапожника Нейкомма, подрабатывать пейзажной живописью. Ходлер был очень мечтательным и увлекающимся. В восемнадцать лет он начал серьезно изучать биологию, геологию и физиологию, с увлечением собирал минералы, растения, насекомых. Именно познавая окружающий мир, он понял, что в центре мироздания стоит человек. Решив стать художником, Ходлер отправился в Женеву, где ему, выходцу из немецкоговорящего Берна, пришлось прежде всего изучить французский язык. В Женеве Ходлер поступил учиться к Менну, одному из выдающихся швейцарских педагогов, а в 1871 году был принят в художественную школу, в которой за пять лет получил отличные профессиональные навыки. Отучившись, Ходлер вернулся в родную деревню Лагенталь, где жил на то, что писал небольшие пейзажи для продажи и делал наброски своих будущих композиций, в которых пробовал передать мимолетные человеческие чувства, глубокие переживания и страсти. Неизвестно, как сложилась судьба художника, если бы на помощь к нему не пришли музыкант Жиру, у которого Ходлер прожил больше года, и Франк фон Морсие, предоставивший ему свою усадьбу. Именно в этой усадьбе в 1873 году Ходлер написал полотно "Лесная чаща", за которое жюри "Конкурса Калама" присудило ему первую премию.

Вокруг произведений Ходлера начали возникать споры, не все понимали его. Неоднозначно восприняла критика и созданную в 1878 году картину "Пиршество гимнастов". В 1879 году Ходлер отправился в Испанию, где его особенно поразили картины Веласкеса - "Сдача Бреды", "Вакх", "Пряхи" и произведения Эль Греко. Возвратившись в Женеву, Ходлер некоторое время жил на чердаке художественной школы, где устроил себе постель из старой мебели и досок. Позже он переселился в комнату на улице Цендрие, а в 1881-м - в знаменитую мансарду на Гранд рю, 35, где кроватью ему служила положенная на два стула дверь от шкафа. Туда к нему часто приходили его друзья - поэт Поль Верлен, Матиас Морхарт и Луи Дюшозаль, который позже вспоминал: "Я вхожу в его ателье, где художник принимает друзей по вечерам - во вторник. Один приносит сахар, другой - пирожное. Пьют превосходный чай... были три чашки, две уже были дефектными, и вся "серебряная" посуда художника состояла из оловянной ложечки, ее заботливо щадили. Находились на седьмом этаже. Гости держали себя свободно. Что за парадоксы, какие ясные теории, а этот смех, а эти песни!

Часто его мастерская блистала, как дворец, и его владелец чувствовал себя как философ Бэкон, который мог бы похвастать тем, что он имеет друзей больше, чем может вместить его комната. ...В хорошую погоду сидят около нас ласточки, без всякой боязни, как бы понимая, что тот, кто живет наверху, подобен птице среди людей".

Ходлер, как и неоимпрессионисты, пытался упростить формы и тем.самым повысить их выразительность. Для этого он изучал взаимодействие яркого света, цвета и гармонии, отказался от использования "земляных красок", а краски смешивал только с белилами.

Критика не приняла ни одного из написанных в 1880-е годы произведений Ходлера - ни "Молитву в кантоне Берн", ни двух его автопортретов, ни "Учителей коллежа". Символично воспринимается образ стоящего на горе среди моря одинокого обнаженного юноши, воплощенного в написанной в 1885 году картине "Взгляд в бесконечность" (эту композицию Ходлер повторил еще в 1903 и 1916 годах).

Первым монументально-историческим полотном Ходлера можно считать написанную в 1884 году, наполненную сиянием красок композицию "Процессия швейцарских героев-знаменосцев", которая с большим успехом экспонировалась в 1889 году на Парижской Всемирной выставке.

Ходлера обвиняли в грубости, а он в ответ говорил: "Значит, они замечают, что мне свойственна также и нежность, которая дает себя чувствовать всегда и повсюду".

С изумительной трепетностью писал швейцарский художник детей среди цветов. Трогательны его уставшие от борьбы за существование старики.

Ходлер, как и многие художники, поэты - символисты, верил в то, что, кроме материальной, существует и другая, духовная жизнь, которая проявляется в неясных полусознательных движениях нашей души. В 1890-е годы появились такие картины Ходлера, как "Избранник", "Эвритмия", "Ночь", "День", в которых воплотились глубокие философские раздумья художника. За картину "День" Ходлер получил на Всемирной выставке в Париже в 1900 году золотую медаль, а потом орден Почетного легиона. Огромным успехом эта работа пользовалась на "Венском Сецессионе" в 1904 году.

В 1896-1900 годах Ходлер работал над очень сложной композицией "Отступление при Мариньяно", а в 1908 году окончил "Выступление иенских студентов в 1813 году". Именно в это время художник изложил свою теорию параллелизма, сделав доклад в Обществе друзей изящных искусств. Особая энергия рисунка сочеталась в картинах Ходлера с гармоничным использованием лаконичных цветов. Это особенно ясно выявилось в созданных в начале 1990-х годов картинах "Весна", "Эмоция", "Дровосек". В 1911 году выставки произведений Ходлера прошли в Берлине и Базеле. В 1913 году он работал над панно "Единодушие" для зала заседаний ратуши Ганновера, темой которого стала клятва Реформации граждан Ганновера 26 июня 1533 года.

В 1900-е годы Ходлер создал целую серию женских образов. В них воплотились чувство одиночества, сомнения и трагические переживания самого художника. "Женщина, которая возвращается", "Песня издалека", "Коленопреклоненная женщина", "Идущая женщина", "Женщина в экстазе" - это попытка разгадать тайный смысл земных эмоций. Работая над пейзажами, Ходлер оставался одновременно и исследователем и поэтом. Особенно ясно это воплотилось в созданных в 1905-1914 годах картинах "Женевское озеро", "Юнгфрау в тумане", "Ледник" и др.

Тяжело заболев, Ходлер умер 20 мая 1918 года. Последние годы жизни были для него временем нелегких испытаний. Когда началась Первая мировая война, в результате бомбардировки был частично разрушен знаменитый Реймский собор, и группа ученых, писателей и художников выступила в печати с протестом. Стояла под протестом и подпись Ходлера. Из-за этого его объявили врагом Германии, а картину "Выступление иенских студентов", которая украшала Иенский университет, власти приказали забить досками. Произведение "находилось под арестом" целых четыре года.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?