Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Татлин Владимир

Татлин Владимир Евграфович (885-1953) - русский художник-конструктор, живописец, график, театральный художник. Когда еще до революции Владимир Татлин попал в Париже в гости к Пикассо, он не признался, что сам тоже художник. Играл себе на бандуре, пел и внимательно смотрел на то, что показывал ему мастер. Будучи сам очень подозрителен, Татлин боялся, что, если бы он сказал Пикассо, что имеет отношение к живописи, тот ни за что не показал бы ему самых интересных своих картин.

Именно Владимира Татлина называют родоначальником конструктивизма. В 1919-1920 годах он создал свой знаменитый проект Башни III Интернационала - модель из железа, стекла и дерева в виде восходящей к небу спирали. Проект так и остался его невоплощенной мечтой.

Родился Владимир Евграфович Татлин 16 декабря 1885 года. Учился в Пензенском художественном училище, но самоопределился как художник в знаменитом кружке М.Ларионова. Именно там он осваивал сначала импрессионистическую систему, затем попробовал свои силы в неопримитивизме. Оказали на него влияние и сезаннизм, и древнерусское искусство. Когда-то в молодости Татлин сначала юнгой, а затем матросом плавал по морям и океанам, и поэтому, восприняв основные принципы русского неопримитивизма, он легко определил круг своих тем - рыбаки, матросы, продавцы рыбы. Уже в картинах 1910-х годов "Матрос" или, например, "Продавец рыб" можно заметить, что Татлин стремился выявить конструктивные возможности человеческого тела. При резких поворотах фигура как бы пружинит, линии натягиваются. В картине "Матрос", которая является автопортретом самого Владимира Татлина, можно заметить и некоторые конструктивные принципы построения русских икон - например, соединение квадрата картины с кругом, который образуют основные линии композиции. Главным художественным средством для Владимира Татлина стала натянутая линия.

Даже изображая свои ню в цикле "Натурщицы", которые были написаны в течение нескольких лет накануне Первой мировой войны, Владимир Татлин не любуется женским телом, а как бы изучает живой организм, представляя его как просто достаточно совершенное устройство.

Позже художник увлекся скульптоживописью, начал строить конструкции из самых разных материалов. Краски он использовал не ради цвета, а ради выявления фактуры. Предметы, которые вначале конструировал Татлин, не могли использоваться в реальной жизни, это были, скорее, конструктивные фантазии. Однако со временем чисто эстетический этап конструктивизма в творчестве Татлина сменяется практическим. Он создает не только конструктивно интересные, но и полезные вещи - проекты мебели, одежды, керамики.

Как вспоминают современники, Владимир Татлин внешне не был похож на художника. На улице его можно было принять за рабочего или мастерового. Худой, высокий, с крупными, как бы вырубленными топором чертами лица и жидкими, гладко причесанными на косой пробор волосами, он, несмотря на молчаливость и задумчивость, как правило, становился душою любой компании. В одном из музеев и теперь хранится его знаменитая бандура, под аккомпанемент которой он пел украинские думы, при этом так закатывал глаза, что делался похожим на настоящих украинских слепцов-бандуристов. Татлин часто пел духовные стихи и читал на память Хлебникова. В 20-е годы художественная молодежь часто собиралась у молодого профессора с мальчишеской внешностью - у Льва Бруни. И Владимир Татлин, который жил по соседству, выделялся среди всех своей молчаливостью. Он не вступал ни в какие общества, был как бы сам по себе.

Он мечтал о том времени, когда люди научатся летать. Ведь умеют же они ходить и плавать, почему бы не освоить и воздушное пространство? В башне Новодевичьего монастыря втайне от всех он сооружал свой "Летатлин" - конструкцию, которой, по его представлению, человек мог бы управлять исключительно с помощью своих мускулов. Полет не удался. Однако Владимир Татлин по-прежнему верил в то, что летать можно научиться так же, как и плавать.

О подозрительности Татлина ходили легенды. Например, принося свои картины на выставки, он не снимал с них холста до самого открытия. Так боялся, что украдут его идеи. Очень напряженные отношения были у него с Казимиром Малевичем.

Не всегда понимали Татлина и в театрах, где он воодушевленно оформлял многие спектакли, привнося в декорации близкий ему дух конструктивизма. В свое время даже ходил такой анекдот: у одного из советских деятелей культуры, кото-| рый выехал в Европу, спросили: "Ну, как там у вас Мейерхольд?" На что он ответил: "Мейерхольд в театре сейчас не работает" (не уточняя, что Мейерхольда арестовали). "Ну а Татлин как?" - "А Татлин сейчас в театре работает". Во МХАТе Татлин оформил спектакль "Комик XVII столетия", где воспроизвел в дереве Москву XVII века. Создавая свои декорации, Татлин боролся за правду материала. Например, оформляя спектакль по пьесе "Дело" Сухово-Кобылина в Театре Красной Армии, он задумал деревянный занавес, а для спектакля "Укрощение строптивой" Шекспира написал гобелены в духе эпохи Ренессанса. Очень оригинально были задуманы и выполнены им декорации к спектаклю "Капитан Костров" по пьесе А. Файко в Театре Революции. Не в плоскости пола, а наклонно к нему вращался круг. Чтобы передать поэтический дух Волги, на берегах которой происходило действие, Татлин предложил покрыть круг листами белой жести. Лодка с жердью и привязанной к ней тряпкой, которая стояла перед кругом, отражалась в нем, как в воде, а задником служила простая серая ткань, которая необыкновенно точно передавала ощущение пространства.

Но самая удивительная история произошла, когда Татлин оформлял спектакль о челюскинцах для Камерного театра. Он настоял, чтобы льдины сделали из настоящего стекла. И, оставшись по привычке на ночь в театре, он первым услышал, как по неизвестной причине стекло стало трескаться и льдины начали на глазах распадаться на мелкие осколки...

Известный график и теоретик искусства Фаворский после смерти Татлина как-то сказал, что "Татлин любил материал и материал открывал ему свои тайны".

Однако в последние годы Татлин был очень одинок. Опять увлекся живописью и писал маслом на покрытых левкасом досках.

Когда 31 мая 1953 года он умер, на его похороны пришло всего семь-восемь человек.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?