Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Поль Синьяк

Поль Синьяк (1863-1935) - французский живописец, график, теоретик искусства. Одной из самых известных декоративных картин Поля Синьяка считается полотно "Во время гармонии", которое он писал в 1893-1895 годах. Сейчас его можно увидеть в мэрии Монтерея. Синьяк дал картине подзаголовок: "Золотой век находится не в прошлом, а в будущем". Эта картина экспонировалась в 1895 году на выставке "независимых" в Париже и в 1896 году на выставке группы "Свободная эстетика" (бывшая "Группа двадцати") в Брюсселе. Именно после того, как Синьяк показал эту картину, он почувствовал оттепель в отношении к себе со стороны критиков. Мастер пейзажа, Синьяк впервые сделал композицию на социальную тему. На картине художник представил, как будут трудиться и отдыхать люди в будущем. Это была его мечта о гармонии. Самым сложным было добиться, чтобы крупные мазки сливались в единое цветовое целое. В мастерской Синьяк не имел возможности посмотреть на полотно с нужной дистанции. А когда перевез картину в выставочный зал, пришел в ужас и несколько недель уравновешивал различные цветовые пятна до тех пор, пока это полотно не стало таким же светоносным, как его прежние малоформатные картины, об одной из которых французский критик писал: "Свет, обволакивающий со всех сторон предметы, гасил цвета, придавая им янтарную золотистость". Сначала увлекшись импрессионизмом, Синьяк с 1886 года стал вместе с Сера одним из пропагандистов дивизионизма одного из новых течений, суть которого очень точно определил Писсарро: "Осуществить современный синтез с помощью методов, основанных на достижениях науки, в соответствии с теорией цвета, открытой Шеврейлем, на базе опытов Максвелла и измерений Н.О. Руда. Замена смеси пигментов оптической смесью. Иными словами: разложение тонов на их компоненты, потому что оптическая смесь дает свет гораздо более яркий, чем смесь пигментов".

В начале 1900-х годов именно Синьяк одним из первых попробовал применять интенсивные цвета, чем предвосхитил фовизм.

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже. Его отец был владельцем лавки по продаже шорных изделий, седел и сбруи. Семья жила довольно богато. Поль учился в коллеже Рол-лелен на бульваре Клиши. Он был единственным ребенком в семье, и, хотя мать хотела, чтобы он стал архитектором, его решение заняться всерьез живописью не встретило особого сопротивления. Несколько месяцев Синьяк занимался в ателье Бина, но главными его учителями стали импрессионисты. Он посещал все их выставки и даже пытался копировать произведения. Говорят, что, когда Полю Синьяку было шестнадцать лет, он, придя на четвертую выставку импрессионистов, попробовал скопировать картину Дега. К нему тут же подошел дебютант этой выставки Гоген и строго сказал: "Здесь не копируют!" Синьяк вынужден был уйти. Больше всего Синьяк мечтал о встрече с Моне и даже написал тому письмо, попросив его встретиться с ним. Моне всегда дорожил своим временем, но тут все же дал согласие на встречу. Однако принял он Синьяка очень холодно. Так что в поисках ответов на волновавшие его вопросы Синьяку пришлось вернуться к его картинам. Сам Синьяк признавался: "Всегда картина Моне волновала меня. Всегда я черпал в ней указания, и в дни уныний и сомнений произведение Моне являлось мне другом и руководителем". Моне считался лидером импрессионизма, зато Писсарро - его душой. С ним Синьяк познакомился в мастерской своего друга Гиомена.

Настоящей страстью Синьяка, как и многих парижан, был водный спорт. Говорят, что за жизнь Синьяк успел поменять 32 лодки. Он был очень строг в отношении как к себе, так и к своим друзьям, не переносил фальши, а когда, участвуя в споре, был уверен в том, что прав, раздражался.

Одним из самых знаменательных было знакомство Синьяка с Сера. Это произошло в 1884 году. Сера бьшо двадцать четыре года, а Синьяку - двадцать.

Это было время, когда на стенах Парижа можно было увидеть афиши - "Группа независимых художников, барак Тю-ильри". Одилон Редон, Сера, Кросс, АнграН, Дюбуа-Пилле, Синьяк решили создать Общество независимых художников, статут которого составили Жоден и Дюбуа-Пилле (именно его работу "Мертвый ребенок" так ярко описал Золя в своем романе "Творчество"). "Независимые" давали возможность выставляться всем молодым художникам, а сами не только много писали, но и занимались теорией искусства. Например, Сера и Синьяк были увлечены книгами и статьями не только искусствоведов, но и физиков. Они изучали теорию цвета, а когда представилось возможным, познакомились с автором книги "О законе одновременного контраста цветов" М.Э. Шеврейлем.

Сера был человеком довольно замкнутым, и миссию пропаганды новой теории цвета взял на себя активный и деятельный Синьяк, который считал себя соавтором новых идей, рожденных при глубоком изучении трудов химиков и физиков. Если импрессионисты стремились передать спонтанно возникшие зрительные впечатления, Сера и Синьяк выделяли три главных цвета - синий, красный, желтый и три дополнительных - фиолетовый, зеленый и оранжевый. Они заметили, что в одних сочетаниях эти цвета делаются более интенсивными, в других - гаснут. Задача художников - изучить все эти особенности цветов и уметь ими пользоваться. Картины же, как они считали, лучше писать раздельными мазками чистого цвета, которые в последующем должны оптически смешиваться в глазу зрителя.

Группу Сера-Синьяка называли дивизионистами (от фр. "division" - разделение), пуантилистами (от фр. "point" - точка) или неоимпрессионистами. Писсарро, перейдя на позиции Сера и Синьяка, добился, чтобы их работы приняли на восьмую выставку импрессионистов. Одним из тех, кто поддержал новое течение, был критик Фенеон. Синьяк очень сдружился с Ван Гогом. В 1890 году он вместе с Тулуз-Лотреком хотел вызвать на дуэль бельгийского живописца Анри де Гру, который заявил, что не будет показывать свои работы вместе с, как он выразился, "провокатором" и "бездарностью" Ван Гогом. По понедельникам Синьяк организовывал у себя в мастерской чаепития, на которые приглашал известных поэтов и писателей. После того как Сера в 1891 году умер, Синьяк стал лидером дивизионизма (неоимпрессионизма). К этому времени умер и Дюбуа-Пилле, а Писсарро отошел от нового течения.

В 90-е годы Синьяка начинают втягивать в политическую борьбу. Он активно участвовал в художественной жизни, в организации выставок "независимых", начал интересоваться творчеством участников группы "наби", которые главным в искусстве считали выражение идеи-символа, а также фови-стов, выступавших за яркость полотен.

В 1904 году Синьяк целое лето работал вместе с Матиссом в Сен-Тропезе на берегу Средиземного моря. Именно из Сен-Тропеза Синьяк отправлялся в свои морские путешествия - во Францию, Грецию и т. д. Здесь он начал писать книги. В 1899 году вышла его монография "От Делакруа к неоимпрессионизму". Очень тяжело пережил Синьяк известие о начале Первой мировой войны. В 1919 году вместе с Анатолем Франсом, Анри

Барбюсом и другими деятелями культуры он подписал Заявление деятелей французской культуры в защиту России. В 30-е годы сотрудничал со многими прогрессивными общественными организациями и газетами "Mond", "Commune", разделял многие революционные идеи. В 1934 году Синьяк, которому было уже больше семидесяти лет, начал участвовать в деятельности Антифашистского комитета.

Рисуя свой родной город, Синьяк еще с начала 80-х годов предпочитал не центр, а окраины ("Строительство Сакре-Кер на Монмартре", "Предместье Парижа" и др.). В натюрмортах Синьяк точно выстраивал композицию и старался передавать фактуру предметов. В 1885-1887 годах он написал "Модисток", "Завтрак", чуть позже - "Портрет Феликса Фенеона", "Причесывающихся женщин" и другие картины, в которых на практике воплотил принципы дивизионизма. Увидав на одной из выставок работу Синьяка "Женщины у колодца", Гоген написал о ней: "Все из конфетти".

В работах 90-х годов проявилось и влияние модерна, в котором художника привлекала возможность графической стилизации, орнаментальность, плоскостно-декоративные решения.

В пейзажах, которые Синьяк написал в конце 1880-х - начале 1890-х годов на юге Франции, нет возвышенной, грандиозной космичности, характерной для Сера. Синьяк чаще смотрит не с высоты птичьего полета, а с лодки.

В 1900-е годы художник написал много пейзажей, связанных с его путешествиями в Лондон, Венецию, Голландию, Турцию. Искусствоведы называют венецианские пейзажи Синьяка "декоративными фантазиями", а в голландских видят особое напряжение трудовой жизни. Синьяк интересно работал и в графике. Он был уверен, что горизонтальная линия дает ощущение спокойствия, восходящая - радости, а нисходящая - печали.

Незадолго до смерти Поль Синьяк путешествовал по Корсике. Осенью хотел вернуться туда еще раз, но 15 августа 1935 года его не стало. Всю жизнь он ратовал за сохранение "девственности" глаза и утверждал: "Истинное воспитание глаза состоит как раз в том, чтобы сохранить эту свежесть видения. Без нее не видят, а знают... память заменяет восприимчивость. Нет больше эмоций, жизни, разнообразия".

Сам Поль Синьяк был из тех художников, которые всегда умели видеть.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?