Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Сикейрос Давид

Сикейрос Альфаро (Давид Сикейрос) (1896-1974) - мексиканский живописец и график, общественный деятель.

В 1950 году мексиканских художников пригласили участвовать в XXV Международной выставке искусства, знаменитой Венецианской Бьеннале. Это был настоящий триумф мексиканской живописи. Триумф Ороско, Тамайо, Риверы и Сикейроса, который привез 14 картин, среди которых были знаменитые полотна "Полковник-монстр", "Этнография", "Дьявол в церкви", "Каин в Соединенных Штатах", "Наш современный образ" и др. Три последних картины имели глубокий философский смысл. Европейская критика назвала Сикейроса художником с вулканическим воображением. Именно он был одним из основоположников мексиканских настенных росписей, одним из первых так называемых мексиканских муралистов (слово "мураль" в переводе с испанского - настенная, монументальная живопись).

Придавая своим образам политическое звучание и повышенную экспрессию, Сикейрос добивался, чтобы они как можно сильнее воздействовали на массы. В его работах сочетаются образы конкретных людей, герои и символы, аллегории социально-исторических сил. Он смело использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, сочетал живопись со скульптурными формами, одним из первых начал использовать новые художественные материалы, такие как синтетические краски, керамическую рельефную мозаику. Именно фрески стали самым ярким явлением "мексиканского ренессанса", который наступил после победы буржуазно-демократической революции 1910-1917 годов. В это время Ривера, Ороско, Сикейрос и их ученики расписали стены многих музеев, гостиниц, государственных учреждений. Художники начали работать не кистями и шпателями, а распылителями и пульверизаторами... Если раньше художники думали над тем, как соотнести роспись с архитектурным пространством, мексиканские муралисты приспосабливали к росписям само пространство, заботились о том, чтобы их росписи могли рассмотреть и пешеход, и тот, кто едет в машине.

Альфаро Сикейрос родился 29 сентября 1896 года в селении Санта-Росариа в старой креольской семье. Его дед Анто-нио Альфаро Сьерра был в свое время полковником республиканской армии, соратником президента Бенито Хуареса, который изгнал из страны французских интервентов.

Отец Сикейроса был адвокатом. Мать умерла, когда сыну было всего три года. У него были еще старшая сестра и младший брат. Воспитывались дети под присмотром бабушки, а потом деда дона Антонио в поместье "Норио". Как и все мексиканские мальчишки, Хосе Альфаро Сикейрос в детстве мечтал стать чарро - наездником, объездчиком диких мустангов и метким стрелком. Когда Хосе Альфаро, которого в детстве звали Пепе, исполнилось восемь лет, его забрал к себе в Мехико отец, который в то время был довольно известным адвокатом. Он поместил своих сыновей во франко-английский колледж, которым руководили католические монахи.

Именно монахи впервые обратили внимание на то, что Пепе хорошо рисует, и даже наградили его книгой. Однако однажды мальчик отказался от исповеди, а это означало практически разрыв с церковью. Потом он сошелся с одним из деятелей мексиканского анархо-синдикализма, представители которого выступали за социальное равенство, против латифундистов и богатеев вообще. В одиннадцать лет Пепе, увидев, как работают масляной краской маляры, воспроизвел на полотне одну из рафаэлевских мадонн, чем привел в восторг своего отца, который тут же поспешил нанять мальчику учителя рисования Эдуардо Саларес Гутьерреса, живописца, принадлежащего к школе романтического натурализма. В колледже юный Сикейрос получал за свои рисунки первые награды и еще успевал всерьез заниматься бейсболом.

Как раз в это время в Мексике пала диктатура Порфирио Диаса. К власти пришел либерал Мадеро, который не спешил расправляться с латифундистами. По совету отца Сикейрос решил получить профессию архитектора и в 1911 году поступил на архитектурный факультет Национальной подготовительной школы, а затем, чтобы не оставлять живопись,- и на вечерние курсы Академии Сан-Карлос. Он получил первую премию сначала на конкурсе рисунков, посвященном знаменитой русской балерине Анне Павловой, которая как раз тогда выступала в Мехико, а потом на конкурсе рисунков в честь известной в то время исполнительницы латиноамериканских и испанских танцев Архентиниты.

Академизм начал сдавать позиции, и студенты, объявив забастовку, добились того, что была создана Национальная школа живописи и скульптуры, которая открыла в одном из бедняцких районов Мехико школу на вольном воздухе, где студенты и преподаватели давали уроки всем бедным умельцам, всем, кто хотел повысить свой профессиональный уровень. В шестнадцать лет Пепе порвал отношения с отцом, который поддерживал богатых клиентов, и, уйдя из дома, поселился в бедняцком районе.

После того как в Мексике началась война за землю и свободу, Сикейрос вместе с другими студентами вступил в батальон, в шутку названный "Мама", где воевали в основном юнцы. Буржуазия, однако, разобщив рабочих и крестьян, взяла власть в свои руки. Сикейрос считал, что участие студентов-художников в военных походах очень много дало каждому из них. Он писал: "Военный опыт раскрыл нам социальную сторону войны, а затем, обобщенный и развитый, помог нам понять законы функциональности в искусстве".

Благодаря военным походам Сикейрос, как и его товарищи, лучше узнал свой родной край, его великолепную природу, богатую, еще доиспанскую историю и культуру. "Но самое главное,- как считал Сикейрос,- мы открыли человека, мы узнали людей своей родины, узнали их в час, когда человеческое проявляется в людях с особой силой, а это бывает, когда самым большим желанием становится национальная независимость, освобождение родины от чужеземного гнета".

В 1917 году была принята Конституция, которая обещала мексиканцам некоторые демократические свободы. Сикейрос часто посещал центр богемы в Гвадалахаре, где собирались писатели, художники и музыканты, которые спорили о роли и задачах революции и искусства. Здесь с радостью и надеждой восприняли весть о свержении царя в России.

В 1919 году Сикейрос полюбил Грасиелу (Гачиту) Амадор, которая была сестрой его товарища капитана Октавио. Они сочетались гражданским браком, вскоре Сикейрос в чине майора был назначен военным атташе в Испанию, Францию и Италию. Он получил уникальную возможность усовершенствовать свое образование.

В Испанию Сикейрос с молодой женой отплывал из Нью-Йорка, где художник встретился с Хосе Клементе Ороско, малоизвестным тогда художником, которого он хорошо знал по совместной борьбе. Они не только посещали музеи, но и много спорили об искусстве. Ороско очень мрачно смотрел на будущее и, показав Сикейросу, что в живописи можно применять автомат-распылитель, сам был категорически против применения каких бы то ни было технических средств. Сикейрос и не заметил, как были истрачены все выделенные ему деньги. Пришлось вместе с женой остаться в Америке еще на несколько месяцев, чтобы заработать на дорогу.

В Испании, потом Франции, Париже Сикейрос не только познакомился с классическим европейским искусством, но и со всеми направлениями современного. Он подружился с художником Диего Риверой, который ввел его в круг известных и модных художников.

Все в то время восхищались Сезанном, его живописью и высказываниями о структуре изображаемых форм. Сикейрос подружился с Леже и Браком. Его, как и Риверу, очень удивило то, что европейские художники, пойдя на мировую войну, не пережили того воодушевления, которое пережили они, мексиканцы, добровольцами отправляясь на гражданскую. Сикейрос работал рисовальщиком в одной из мастерских художественного литья в Аржантейне, неподалеку от Парижа. Он часто печатался, комментировал события в Латинской Америке, писал статьи об искусстве. Он считал, что искусство должно служить не только интересам всего человечества, но и быть еще национальным, "локальным".

В 1921 году министром просвещения в Мексике стал политический деятель, писатель, философ Хосе Васконселос, который называл мексиканцев "космической расой" и мечтал о том, что они сумеют синтезировать две культуры - староиндейскую и западноевропейскую. В 1922 году Сикейросы возвратились в Мексику.

Первой монументальной росписью, которую Сикейрос создал по заказу государства и которую министр Васконселос просил сделать как можно скорее, была роспись в Национальной подготовительной школе. Ее стены художники, как они сами говорили, поделили, как делят кусок хлеба. Работали самозабвенно, не жалея себя. Сикейрос, экспериментируя с красками, добавляя в них сок кактуса магея, создал росписи "Призыв к свободе" и "Похороны убитого рабочего", где была воплощена версия похорон и воскресения Христа, символизирующая победу трудящихся.

Росписи, которые стали ярким манифестом против реакции, вызвали соответствующий "отзыв". Реакционно настроенные преподаватели подговорили студентов, и те, вооружившись кто чем мог, едва не уничтожили фрески. Тогда на помощь художникам пришли рабочие, ради которых и создавались эти монументальные произведения искусства.

Так, с самого начала Сикейрос оказался в гуще политической борьбы. Он вступил в компартию, не раз выступал на митингах и вскоре попал в тюрьму. Сюда каждый день приносила ему передачи и записки Бланка Лус Блум, которая верила в него. Именно она и уговорила его сменить имя на Давида, так как, по ее словам, Сикейрос всегда напоминал ей статую Давида Микеланджело.

Когда художник вышел из тюрьмы, его пригласили в США. Американка французского происхождения Шинар попросила его сделать фреску для ее школы живописи в Лос-Анджелесе. За две недели Сикейрос с помощниками создал фреску размером 6 на 9 метров, которая называлась "Рабочий митинг".

В США Сикейрос не раз встречался с такими популярными актерами, как Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, режиссером Дадли Мэрфи, композитором Джорджем Гершвином. Фрески, проникнутые социально-политическими мотивами, начали создавать под влиянием Сикейроса и североамериканские художники. За свои политические убеждения он еще не раз попадал в тюрьму.

В 1932 году Сикейрос познакомился в Мехико с молодой коммунисткой Анхеликой Ареналь, которая стала не только его женой, но и товарищем по борьбе. Они вместе отправились в Испанию сражаться против фашизма.

Возвратившись в конце 30-х годов в Мексику, Сикейрос после долгого перерыва снова получил возможность создавать фрески для своей родины. В 1940 году в Нью-Йорке экспонировалась выставка его картин, среди которых были "Рыдание", "Буря", "Огонь". В станковой живописи Сикейроса, как и в его фресках, есть не только конкретные сцены, но и воплощения сложных понятий, которые под его кистью неожиданно приобретали жизненную полнокровность. Из фресок, созданных в годы Второй мировой войны и послевоенное время, наиболее известны роспись в Чильяне с ее гигантскими фигурами мексиканских и чилийских революционеров, которые сражались против колонизаторов; триптих во Дворце изящных искусств

Мехико, где центральным является образ вырывающейся из оков Новой демократии; роспись в Центре национальной медицины - "Аллегория будущей победы медицины над раком" и "Полифорум" в Куэрнаваке - "Марш человечества на Земле и в Космосе: нищета и наука" (эту роспись заказал миллионер Мануэль Суарес). Последнюю из созданных Сикейросом фресок - "Полифорум", которую он окончил в 1972 году, называют вершиной творчества великого мексиканского художника и сравнивают с капеллой Микеланджело. Это самая большая в мире роспись имеет площадь 8422 квадратных метра. Железобетонные плиты расписаны индустриальными красками. На всю роспись пошло более трех тонн красок.

Над "Полифорумом" работали скульпторы, художники, инженеры, химики, строители, разнорабочие - всего около 50 человек. За шесть лет было создано 72 панно, которые потом смонтировали в четырехэтажном здании двойной геометрической структуры, в котором расположились выставки народного искусства, театральный и кинозалы, Центр документации по мексиканскому искусству. Роспись состоит из двух разделов - "Марш человечества к буржуазно-демократической революции" и "Марш человечества к революции будущего". Те, кто видел росписи Сикейроса, отмечают, что он даже изображением одной фигуры создает ощущение присутствия толпы. На фресках "Полифорума" есть и сцены пыток, линчевания, образы матерей, защищающих своих детей, и демагога, символизирующего победу буржуазии. Есть космонавты, которые высаживаются на далеких планетах. Доброе начало, как считает великий художник, должно победить зло. И изображенные им на потолке мужчина и женщина полны надежд на счастье. С внешней стороны "Полифорум" украшен двенадцатью панно, которые вместе напоминают двенадцатигранный бриллиант.

На открытии "Полифорума" 15 декабря 1971 года присутствовало более полторы тысяч гостей.

Сикейрос умер 6 января 1974 года, умер от рака, победу над которым предвосхитил в одной из своих фресок.

Один из ближайших друзей великого художника писал после его смерти: "Его образы опаляют горячим дыханием и завораживают безостановочным движением, подобно тому, как над мексиканской землей - зеркалом Латинской Америки,- сменяя друг друга, движутся свет и тени..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?