|
||
Серов Валентин АлександровичСеров Валентин Александрович (1865-1911) - русский живописец. Летом 1887 года прямо из Венеции молодой Валентин Серов поехал в имение известного мецената Саввы Мамонтова Абрамцево. Именно там, как говорил сам художник, с чувством легкого опьянения он написал знаменитый портрет дочки Мамонтова двенадцатилетней Веруши, который получил название "Девочка с персиками". Был послеобеденный час, и все разошлись отдыхать. В столовой вместе с Серовым осталась только Веруша. Художник захотел написать ее портрет и попросил дать ему десять сеансов. Но писал этот портрет Серов более месяца. И только когда пришла осень и пожелтела, начала облетать листва, хозяева и гости Абрамцева смогли восхититься этим сотканным из мягких переходов розоватых, золотых полутонов, лиричным и возвышенным по звучанию полотном. Нежный румянец на щеках девочки, ее ясные искрящиеся глаза, залитые солнцем волосы, фрукты, янтарные кленовые листья на столе настолько естественны, живы, что, кажется, сам находишься там, за рамой полотна, в чистой, светлой комнате. Это необычное мягкое перетекание тонов, удивительно точная импрессионистическая передача световоздушного пространства были для русского искусства новыми и необычными. Картина удивляла и завораживала. Когда этот портрет появился на выставке, Павел Третьяков, который уже владел богатейшей коллекцией живописи, уверенно сказал: "Большая дорога перед этим художником!" За "Девочку с персиками" Серову присудили премию Московского общества любителей художеств. Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 года в Петербурге в семье известного композитора и музыкального критика Александра Серова. Матери, Валентине Бергман, не было еще и восемнадцати лет. Отец вскоре умер, а мать поехала продолжать свое музыкальное образование за границу. Воспитывала Валентина тетя Таля, которая и подарила ему краски и даже рассказала о законах перспективы. В имении все жили по правилам дворянско-интеллигентской коммуны, и мальчик тоже должен был выполнять много разной работы по дому. Рисование тетя сделала для него наградой за прилежание. Только через год Валентина отвезли к матери в Мюнхен. Один из рисунков Серова был послан скульптору Антокольскому, который отметил, что у мальчика есть дар к рисованию. Первые серьезные уроки Валентин получил у художника Кеппинга, а когда в 1874 году мать и сын; Серовы переехали в Париж, Валентин начал ежедневно ходить на занятия к Репину. Позже Илья Репин вспоминал о маленьком Валентине Серове: "Он с таким самозабвением впивался в работу, что я заставлял его иногда оставить ее и освежиться перед моим большим окном". После возвращения в Москву мальчик начал учиться в прогимназии и продолжал заниматься у Репина. На лето учитель с учеником ехали в Хотьково, где вместе ходили на этюды. А когда Репин однажды увидел нарисованный Серовым портрет горбуна, он сам с уверенностью сказал, что юноша должен поступать в Петербургскую академию художеств. Успешно сдав вступительные экзамены, Валентин Серов учился в Академии на протяжении 1897-1909 годов. Наибольшее влияние на формирование его как художника оказал известный профессор П. Чистяков. Постепенно Серов начал отдаляться от Репина. Вместе со своими друзьями Врубелем и Дервизом он часто бывал в доме Симоновичей, где и познакомился с Лелей Трубниковой, которая позже стала его невестой, а потом и женой. Но тогда, вскоре после знакомства, Леля уехала работать учительницей в Одессу, а он - в Мюнхен, потом в Амстердам. Из-за границы Валентин Серов писал Леле нежные письма, в которых не раз повторял, что спокойствием и аккуратностью она напоминает ему голландку. Огромное значение в жизни Валентина Серова сыграли его поездки в имение Саввы Мамонтова Абрамцево. Именно там он познакомился с Виктором Васнецовым, который покорил его своими работами. Там он написал многие замечательные картины. С 1886 года в творчестве Серова начался так называемый абрамцевский период. В 1887 году появилась "Девочка с персиками", а в 1888-м - "Девушка, освещенная солнцем", ставшие новым, свежим словом в русской живописи. В 1889 году Валентин Серов обвенчался с Лелей (Ольгой Федоровной) Трубниковой, и они вместе отправились в Париж. Брак был, надо полагать, счастливым, у них родились две дочери и четыре сына. Вместе с К. Коровиным - одним из своих лучших друзей - Серов ездил на этюды во Владимирскую губернию. Любимыми героями Валентина Серова в 1890-е годы стали художники, артисты, писатели. Именно в это время появились психологически точно, остро написанные портреты К. Коровина, И. Левитана, Н. Лескова, Н. Римского-Корсакова. Пользуясь свободным, широким мазком, Серов предпочитал не сочную, ясную, а сдержанную черно-серую, коричневатую гамму тонов. В 1894 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, которое образовалось в 1870 году по инициативе В. Перова, Г. Мясоедова и Н. Ге и стало одним из самых прогрессивных российских художественных объединений. В 1890-е годы членами этого объединения были И. Репин, В. Васнецов А. Куинджи и другие... В конце 1890-х - начале 1900-х годов Валентин Серов стал не только известным, но и модным художником. Он написал несколько заказных портретов - великого князя Павла Александровича, С. Боткиной, Ф. Юсупова. В это же время создавал и очень лиричные, задушевные образы - "Дети", "Мика Морозов". Кроме живописных работ, осталось немало удивительных по изысканности рисунков Серова, а также пастели, литографии. Среди пейзажно-тематических картин наиболее известны "Октябрь. Домотканово", "Баба в телеге" и др. Валентин Серов с самого начала, с 1900-х годов, был членом объединения художников "Мир искусства". Ему были близки устремления входивших в это объединение художников, которые противопоставляли антиэстетизму буржуазного общества вечные духовные ценности и мечтали о преобразовании посредством искусства всей окружающей действительности. В некоторых произведениях Серова чувствовалось влияние стиля модерн. С большим творческим волнением создавал Валентин Серов в 1900-1905 годах портреты М. Горького, М. Ермоловой, Ф. Шаляпина. А вот образы М. Морозова, Г. Гиршман, И. Рубинштейн получились у него несколько гиперболизированными. Когда началась революция 1905-1907 годов, Валентин Серов создал серию остросатирических, разоблачающих жестокость царской власти рисунков. А после расстрела 9 января ("Кровавое воскресенье") в знак протеста ушел из Петербургской академии художеств, действительным членом которой был с 1903 года. Исключительный интерес представляют работы Валентина Серова на историческую тему - "Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900), "Петр I" (1907). По-своему, очень своеобразно интерпретировал художник и античные мифологические сюжеты. Наиболее известны созданные им в 1909-1910 годах темперные композиции "Одиссей и Навзикая" и "Похищение Европы". В последние годы Валентин Седов тяжело болел. Врачи нашли у него грудную жабу (стенокардию), попросили бросить курить и поменьше работать. 5 декабря 1911 года Валентин Серов умер. Историки искусства отмечают очевидную перекличку раннего Серова и позднего античного цикла, где художник вновь вернулся к воплощению чарующе-гармоничного мира. Однако если сначала это была гармония, открытая в живой реальности, то потом - гармония, воссозданная из осколков былой красоты. В такой метаморфозе - переломный характер эпохи, в которую выпало жить этому выдающемуся мастеру. Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. |