Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Поль Сезанн

Поль Сезанн(1839-1906) - французский живописец. Поль Сезанн не любил никаких группировок. Его "вторым отечеством" был Лувр. Однако именно его посмертная выставка в 1906 году стала поворотным пунктом в истории всего искусства XX века. Именно его картины вдохновили на новые поиски художников самых разных направлений. Многие искусствоведы до сих пор называют такое популярное течение, как кубизм, "гиперсезаннизмом".

В Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно увидеть одну из поздних работ Сезанна - написанный в 1905 году "Пейзаж в Эксе с горой Сент-Виктуар". В конце XIX - начале XX века Сезанн писал эту гору очень часто. То закутанная легкой дымкой, туманом, то дышащая жаром, она оставалась для художника своеобразным символом восхождения к вершинам искусства. В пейзаже 1905 года практически каждый мазок воспринимается как символ-обозначение, то дерева, то дома, то камня. Мозаика цветовых планов настолько точна, что создается ощущение подлинности, и кажется, физически чувствуешь жару, которая разливается там, за рамой полотна. При всей мощной конструктивности выработанного Сезанном художественного метода, все его работы необыкновенно гармоничны и целостны.

Один из самых ярких представителей постимпрессионизма, Поль Сезанн не стремился к передаче динамики натуры. Главным для него было открыть, вычленить устойчивые закономерности цветовых сочетаний и.форм. Его любимыми цветами всю жизнь оставались зеленый, голубой и желтый. Он знал все их градации, умел гармонизировать, нанося на полотно то прозрачными, тонкими, то контрастными, корпусными мазками. Он умел передавать вещественность всего предметного мира. Все его полотна необыкновенно напряженны и даже драматичны. И это напряжение, этот драматизм, это физически ощущаемое беспокойство, которые исходят от полотен Сезанна,- зеркало его внутреннего состояния, зеркало его судьбы.

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в городе Эксе. Его отец, происходивший из семьи потомственных ремесленников, одно время держал магазин по продаже модных шляпок. Экс и его нравы великолепно описал в своих романах друг Поля Сезанна известный писатель Эмиль Золя.

В детстве Поль отличался неуправляемым темпераментом. Он очень нежно любил свою сестру и мать. После окончания начальной школы Поля Сезанна отправили учиться в школу св. Иосифа, а затем в Коллеж Бурбон, где он познакомился с Эмилем Золя, который, как и Поль, выделялся среди одногодков.

Кто сейчас не знает натюрмортов Сезанна с яблоками?! Плоды у него всегда сочные, яркие, осязаемые. Сам Сезанн позже говорил, что его яблоки связаны с одним довольно драматичным воспоминанием времен учебы - не с кем иным, как Эмилем Золя: "Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был абсолютно необщителен, этакий меланхоличный бедняк. Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них - подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок. Вот они откуда, яблоки Сезанна!"

Поль был стеснителен и к тому же близорук. Он, Эмиль Золя и еще Баптистен Байль вместе много гуляли по окрестностям, а потом увлеклись еще и охотой. Позже в своем романе "Творчество" Золя объяснял то, что они сдружились, так: "Разные по натуре, они привязались друг к другу сразу и навсегда, притянутые тайным сродством, неясным стремлением к удовлетворению общих амбиций, пробуждением интеллекта, что возвышало их над грубой, шумной толпой лентяев и драчунов". Вскоре Поль начал заниматься в Свободной рисовальной школе, но в то же время изучал и право. Как можно заключить из писем, которые он и в стихах, и в прозе посылал Золя в Париж, Поль очень переживал из-за того, что некрасив и на него не обращают внимания девушки. Об одной из них - Жю-стине - он писал с особенным чувством.

В Париже, куда Сезанн отправился в 1861 году, а потом, после возвращения в Экс и нудной работы в банке, вновь приехал в 1862 году, он около пяти лет посещал занятия в академии Сюиса. В 1863 году по указу Наполеона III, который нашел отвергнутые в Салоне работы такими же хорошими, что висели на стенах, был открыт Салон отверженных, где центром внимания стал "Завтрак на траве" Мане. Поль Сезанн увлекся живописью, его кумиром стал Писсарро, который очень точно чувствовал цвет.

У Сезанна рано начала появляться лысина, а бороду, желая понравиться какой-то девушке, он сбрил, принеся завитки на алтарь Венере. Он носил красный жилет и мог улечься спать на уличной скамейке, подложив под голову башмаки.

Рисуя натюрморты и портреты, Сезанн развивал, вырабатывал свой своеобразный черноконтурный стиль и во многих композициях, напоминающих экспрессивные фантасмагории, например, в созданных в 60-е годы "Оргии", "Новой Олимпии", "Пасторали" и др., помещал себя в свои фантазии. Причем в любовных играх чаще видел себя третьим лишним.

Чувствовалось, что он увлечен приемами Веронезе, Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье. Огромное влияние на живопись Сезанна, как и на прозу Золя, оказала музыка. Сезанн и сам учился играть, очень любил оперу, почитал Вагнера. Гоген, когда писал о зрелом творчестве Сезанна, отмечал: "Можно говорить уверенно, что цвет в его живописи достиг музыкальной фазы... Он словно постоянно играет на большом органе".

В 1869 году Сезанн познакомился с веселой, легкой в общении девушкой Мари-Ортанс Фике, которая позировала ему, а через некоторое время стала его женой. Однако в душе у Поля, как утверждают те, кто его близко знал, оставалась мечта об идиллическом, возвышенном чувстве.

Сохранилось немало портретов Ортанс, наиболее известными из которых являются портреты 1877 и 1890 годов.

В 60-е годы Сезанн увлекся живописью Г. Курбе. И многие его композиции этого времени, например, "Печка в мастерской" тяжеловесны, "вещественны" и к тому же написаНЫ в темных тонах. В 1870-1880 годы Сезанн начал работать на пленэре, и его палитра стала более светлой, постепенно начал вырабатываться его неповторимый сезанновский стиль. В таких картинах, как "Дом повешенного в Овере" или "Сосна", "Акведук", сама природа обретает материальную предметность. Точное знание структуры натуры при сохранении гармонии целого поражает не только в пейзажах и натюрмортах, но и в автопортретах и портретах Сезанна, написанных в 90-е годы,- "Женщине с кофейником", "Старушке с четками" и др.

Сопоставление, напряженный диалог цветов определяют и ритм таких его композиций, как, например, "Пьеро и Арлекин" 1888 года.

Пейзажи Сезанна "панорамны" и наполнены светом. А в натюрмортах, таких как написанные в 1888-1890 годах "Персики и груши", "Цветы" и др., красочная, очень весомая, материальная фактура изумительно сочетается с лаконичным рисунком. Композиции Сезанна всегда выверены, уравновешены, а предметы как бы вылеплены цветом.

В период с 1880 по 1905 год Сезанн создал целую серию рисунков, в которых пробовал сопоставлять обнаженные тела и сосуды. Около 1877 года он написал свою знаменитую композицию "Битва любви", а потом целую серию "Купальщиц" и "Купальщиков". Добиваясь ощущения общности всего сущего, Сезанн чутко прислушивался к себе и выявлял на полотне обуревающие его чувства. А когда работал, держал в уме не отдельные детали, а весь холст сразу.

Очень болезненно воспринял Сезанн публикацию романа Золя "Творчество", где в оканчивающем жизнь самоубийством главном герое узнал себя.

В конце века он сам отдалился от своей жены Ортанс, которая воспитывала их сына Поля. В одном из писем утверждал, что воспрял к жизни благодаря некоей крестьянке Фанни, которая позволила ее обнять. Среди почитателей Сезанна при его жизни был Гоген, Писсарро и еще несколько художников и ценителей искусства. Один из современников писал: "Среди всех противоречий, которые возникают при толковании искусства Сезанна, пожалуй, нет более глубоких, чем ощущение текучести жизни и одновременно ее постоянства... Есть безнадежная печаль в том, что все, на что мы смотрим и чему радуемся, умирает для нас, когда уже оно увидено; есть ясное подтверждение того, что то, на что мы сейчас смотрим, будет там всегда..."

В последние годы жизни Сезанн очень страдал от сахарного диабета, его поддерживала сестра Мари и несколько близких друзей.

Умер он 22 ноября 1906 года.

Последователи великого художника, так называемые "сезаннисты", стремясь вычленить структуру вещей, гипертрофировали и омертвляли форму. Кубисты, занимаясь геометризацией тел, мысль о которой впервые подсказал Сезанн, приходили к сухим отвлеченным схемам. Вырабатывая свой творческий почерк, опирались на Сезанна и многие русские художники - Кончаловский, Фальк, Машков, Лентулов.

Однако никто из последователей Сезанна так и не достиг того непередаваемого, пульсирующего напряжения гармонично воплощенного целого, никто так до конца и не разгадал тайну великого французского мастера.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?