Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Рубо Франц Алексеевич

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) - русский живописец. Вершиной творчества выдающегося русского художника-баталиста Рубо, который, кстати, так и не получил русского подданства и большую часть жизни провел за границей, считается панорама "Бородинская битва". Он создал ее в 1911 году, через восемь лет после панорамы "Оборона Севастополя". Работая над "Бородинской битвой", Рубо не только изучал исторические материалы, мемуары, но и перечитывал роман Льва Толстого "Война и мир". В первоначальном эскизе главным композиционным центром был бой за батарею Раевского. Это давало возможность особо подчеркнуть единство русской армии, то единство, которого явно не хватало французам. Однако, когда в 1910 году Рубо показал этот эскиз царю, тот его отклонил. Эскиз был показан на юбилейной выставке 1912 года. Выставка еще не закрылась, а он уже куда-то загадочно исчез. Позже газета "Русский инвалид" объясняла все это тем, что эпизоды, выбранные автором как основные - бой за батарею Раевского и контратаки войск Багратиона на Семеновские флеши,- давали "полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны", "в этих эпизодах картинно выразилась бы вся ожесточенность, громадность Бородинского боя и знаменитых штыковых атак целых дивизий...". Но дело в том, что эти эпизоды происходили не одновременно, а через час один после другого. Чтобы сохранить историческую правду, художнику и предложили изобразить тот момент, когда начались кавалерийские атаки французов. Дело еще и в том, что это были годы перед Первой мировой войной, и Россия искала возможности сближения с Францией. Подчеркивать превосходство русской армии даже в панораме было как бы неуместно.

В результате Рубо вынес на первый план действия кавалерии. А композиционными центрами стали бой за батарею Раевского и отражение атаки французской кавалерии русской гвардейской пехотой. В этой панораме, по сравнению с Севастопольской, значительно меньше бытовых сцен, зато еще более широко и ярко показан массовый подвиг русских воинов.

Над панорамой, написанной на холсте размером 14x115,5 метров, Рубо работал в Мюнхене вместе с баталистом К. Беккером, пейзажистами К. Фрошем, Цено-Димером и Мюллером. Ее дух очень созвучен с описанием этой битвы в романе Л. Толстого "Война и мир": "Все это было оживленно, величественно и неожиданно... стоял туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющиеся сквозь него... эти дымы, эти блестящие штыки, эти звуки..."

Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта. Сначала он учился в Одесской художественной школе, а затем, в 1878 году, поступил в Баварскую академию художеств в Мюнхене. Каждые летние каникулы Франц Рубо проводил в России, писал этюды на Кавказе, Украине, в Средней Азии. В немецком искусстве того времени в основном господствовали официальные академические традиции. Но зарождалось и новое реалистическое направление, которое возглавлял Адольф Менцель. Очень помогли Рубо в профессиональном плане занятия у художника-анималиста Иозефа Брандта.

В 1881 году появились первые самостоятельные работы Рубо, лучшими из которых считаются "Отряд арабов" и "Атака запорожцев в степи". В них видно, что художник очень скрупулезно прорабатывает детали, добивается заглаженности, как бы эмалевости живописи.

Рубо писал батально-бытовые картины из жизни горцев, а также бытовые сцены из жизни украинцев. Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем. Переосмысливая жизнь юга России, художник часто изображал базары; в своих многочисленных поездках он живо интересовался обычаями чеченцев, черкесов, курдов, татар. И если Верещагина, который тоже работал в батальном жанре, интересовали контрасты среднеазиатской жизни, Рубо в такой своей картине, как "Конный рынок в Самарканде", пытался показать ее экзотику, эмоциональную насыщенность, пестроту. В акварелях и рисунках Рубо очень хорошо разработана ритмика линий и светотеневых пятен. На некоторых акварелях изображена царская охота. Достаточно назвать одну из наиболее известных - "Охоту башкир с соколами в присутствии императора Александра II". Рубо умел и любил рисовать животных.

После окончания учебы в мюнхенской академии он начал создавать серию картин о жизни народов Кавказа и истории их присоединения к России. В 1880-1890 годах появились этюды Рубо "В горах Кавказа", "Всадник", "Группа кавказских горцев" и восемнадцать больших батальных картин для Тифлисского военно-исторического музея, которые сделали художника известным не только в России, но и в Европе.

Один из критиков отмечал: "Лучшее качество г. Рубо - реалистическая трезвость его манеры и простота, которыми так редко обладают наши художники. Он остается верен природе и действительности, но видит эту природу и действительность через субъективную призму своего оригинального таланта, открывая в ней поэтическое содержание и смысл".

Рубо часто изображал сцены непосредственного столкновения противников. Он подчеркивал не только силу духа, отчаянную смелость горцев, которые защищают свою землю, но и их фанатизм. Русскую же армию он показал как очень организованную, сплоченную. Много внимания уделял Рубо психологии отдельных персонажей. На его полотнах батальные сцены очень гармонично сочетаются с окружающим пейзажем. Рубо очень умело организовывал движение в пространстве.

На Нижегородской Всероссийской выставке 1896 года экспонировалась еще одна панорама Рубо - "Штурм аула Ахуль-го" (резиденции Шамиля). К сожалению, она не сохранилась. И мы можем судить о ней только по воспоминаниям современников. Так, художник Н. Каразин писал: "Ясное голубое небо с бегущими редкими облаками и снежные выси гор, уходящие куда-то далеко-далеко... всего-навсего только на три сажени от зрителя, ибо это истинное расстояние, которое отделяет вас от полотна панорамы... но какой эффект, какая, добавлю, поразительная иллюзия..."

В 1901-1904 годах Рубо работал над панорамой "Оборона Севастополя", посвященной героической обороне Севастополя во время Крымской войны в 1854-1955 годах.

Это произведение Рубо создавал в Мюнхене, где в специальном павильоне был закреплен холст размером 14x115 метров. Ему помогали Л. Шенхен, К. Фрош и Мерте:

Рубо не только сделал много этюдов непосредственно в Севастополе, изучил документы, но и встречался с участниками обороны. В панораме не заметишь суетливости или излишней па-фосности. Все герои Рубо - люди с глубоким чувством достоинства, они не красуются, а просто честно выполняют свой долг.

Летом 1903 года Рубо пригласили руководить батальной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств. И его лучшие ученики М. Греков, М. Авилов, К. Тир помогали ему в установке и реставрации панорамы "Оборона Севастополя". Центральной сценой в панораме стала битва за батарею Жерве. Рубо отказался изображать в панораме Николая I и не стал записывать, как его просили, адмирала Нахимова. Прибегая к панорамной форме, Рубо расширил возможности живописи в передаче временного развития образов. Трагическая участь постигла панораму "Оборона Севастополя" во время Великой Отечественной войны, когда 25 июля 1942 года от бомбы загорелось здание, где она находилась. Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь, им пришлось разрезать полотно. Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия.

Преподавая в Высшем художественном училище, Рубо добивался демократического реформирования процесса обучения, привлекал к преподаванию своих талантливых учеников.

В 1911 году Рубо создал панораму "Бородинская битва". До нашего времени, к сожалению, дошел только фрагмент этого полотна, который вмонтирован в новый, написанный советскими художниками вариант панорамы (он с 1962 г. находится в отдельном, специально построенном здании в Москве).

Живя за рубежом, Рубо не создал значительных произведений, но очень много сделал для пропаганды русского искусства. По его инициативе на традиционной Международной выставке в Мюнхене был образован специальный русский отдел, в ней принимали участие многие русские художники.

Умер Рубо практически забытым в Мюнхене 13 марта 1928 года.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?