Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Родченко Александр Михайлович

Родченко Александр Михайлович (1891-1956) - русский художественный конструктор, график, мастер фотоискусства. Александр Родченко считал, что вся наша жизнь - это составление различных композиций. "Жизнь началась, - любил повторять он,- и композиция развивается". В раннем детстве, рассуждал Родченко, человек, начиная играть, уже компонует и комбинирует, проецируя свою будущую судьбу. Именно этим, по его мнению, человек и отличается от животных.

"Мальчик строит домики, башни, роет в песке тоннели, дороги, возит тележки, автомобили, пускает корабли, лодки, ведет войну оловянными солдатиками.

Девочки строят личное счастье - устраивают комнаты, спальни, обеды, тряпки, кукол и т. д. Наконец, юноша начинает компоновать свою настоящую жизнь. Он оборудует комнату, расставляет вещи и раскладывает на своем столе",- писал Родченко. И именно так, как бы играя, составлял он всю жизнь свои фотомонтажи, делал проекты оформления и мебели рабочего клуба, который, кстати, экспонировался на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году, оформлял книги, спектакли, фотографировал. Придуманные им плакаты прекрасно сочетались с текстами Владимира Маяковского, облик которого нам знаком, кстати, именно по фотографиям Родченко. На одном из этих плакатов составленный из разноцветных геометрических фигур круглолицый "чудик" открыл рот для... девяти разных сосок. Рубленый шрифт восклицал: "Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет. Продается везде. Резинотрест".

Александр Родченко был одним из сторонников конструктивизма - одного из наиболее популярных в 20-е годы в советском искусстве направлений. Он, как и его единомышленники, осмыслял целесообразные, логичные конструкции новой техники, возможности таких материалов, как стекло, дерево, металл, и пытался "конструировать" окружающую среду. Буржуазия, как считалось, стремилась к роскоши, а конструктивисты внедряли в быт простые, демократичные, максимально утилитарные вещи, которые даже своей формой должны были воплощать идею демократии и равенства.

Александр Михайлович Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге. Его отец был родом из деревни Уварово Смоленской губернии и в свое время ушел чернорабочим на строившуюся железную дорогу. Там, на стройке, он научился писать. Когда же попал в Петербург, устроился помощником кондитера. Потом ему приходилось быть и дворником, и официантом, и натурщиком, и камердинером. В двадцать пять лет он познакомился со своей будущей женой, которой тогда было всего пятнадцать, и устроился работать бутафором в театре. Когда семья переехала в Казань, Александр Родченко поступил в Казанскую художественную школу. Еще учась в ней, он уже стал экспонировать свои работы на выставках. Получив свидетельство об окончании художественной школы в 1914 году, уехал учиться на графическое отделение Строгановского училища, где занимался около года.

Сначала, как признавался Александр Родченко, ему "хотелось работать гладко, спокойно и ровными тонами", но потом он "полюбил декоративно-яркую живопись". Осталось его собственное описание картины "Под солнцем", созданной в начале 1910-х годов: "Это гармония перламутра. Две женщины, у одной белое платье, которое переливается, как чешуя змеи, а там вдали безумная масса зелени..."

В 1915 году он с помощью циркуля, линейки и трафарета создал серию графических рисунков, которые показал на выставке "Магазин". После Октябрьской революции, как писал Александр Родченко, левые художники первыми пошли работать с большевиками "и за волосы тащили художников "Мира искусства" и Союза русских художников". Сам он трудился в отделе Наркомпроса, был одним из организаторов Союза Рабис, членом инициативной группы конструктивистов Института художественной культуры, стал профессором Вхутемаса и Вхутеина, деканом металлообрабатывающего факультета. В программе Вхутемаса были в то время такие лозунги: "Конструктивизм есть современное мировоззрение", "Долой искусство как средство уйти от жизни".

Для Родченко это были в творческом плане очень насыщенные годы. Вместе с Татлиным он оформлял кафе, потом сделал серию складывающихся и разбирающихся пространственных конструкций, получил первые премии в конкурсах на проекты газетного киоска и эмблемы профсоюзов. По заказу керамического факультета Вхутемаса художник сделал проект чайного сервиза, оформлял журналы "Кино-фот", "Молодая гвардия" и др., делал рисунки для набивных тканей.

В 1923 году Александр Родченко вместе с режиссером Дзи-гой Вертовым работал над выпуском хроники "Киноправда".

Особое место в его жизни занимала дружба с Владимиром Маяковским. Как писали современники, Москву 20-х годов невозможно было представить без плакатов Родченко и стихов Маяковского.

В 1923 году художник сделал фотомонтаж к книге В. Маяковского "Про это", а затем стал сотрудником журнала "ЛЕФ", который редактировал поэт. В 1924-1925 годах вместе с Маяковским Родченко создавал плакаты, вывески, знаки, упаковки. И в это же время начал профессионально заниматься фотографией, сделав по-настоящему художественные фотопортреты не только Маяковского, но и Н. Асеева, С. Третьякова и др. В 1929-1930 годах Александр Родченко работал вместе с Маяковским в группе революционного фронта искусства, а в 1929 году сделал декорации и костюмы ко второй части пьесы В. Маяковского "Клоп" в театре Вс. Мейерхольда.

Именно в оформлении этого спектакля Родченко воплотил мечту о стерильном, правильном до аскетизма, геометрически выверенном мире будущего.

Художник много работал и для кино, и для театра. Особым артистизмом отличались его дизайнерские опыты.

"Левый фронт" призывал художников оставаться на почве факта. И фотография, которой Родченко увлекся в 20-е годы, давала тут необыкновенный простор для творчества.

Именно Родченко считают основоположником школы советской фотодокументалистики. Очень по-творчески использовал он в своих фотоработах динамику ракурсов, умел добиваться осязаемой предметности изображения. А чтобы раскрыть в фотопортретах психологию личности, часто отказывался от им самим выработанных композиционных штампов.

В 1930-1940 годах Александр Родченко оформил несколько десятков журналов и фотоальбомов, причем работал чаще всего вместе со своей женой, тоже художницей, В. Степановой.

Сохранилось много писем, которые они, разлучаясь, писали друг другу. Он нежно называл ее Варей, она его "милым Анти". Они делились друг с другом впечатлениями об увиденных выставках и спектаклях, о трудностях и успехах в работе. Во время войны, в 1942 году, когда Родченко возвратился в Москву, а Варвара Степанова с дочерью оставалась в Перми, она писала ему: "Милый Родчан, получила вчера три письма, была страшно рада. Получила фото... Одно из них, которое с девушкой, прямо замечательное.

Как жаль, что не пришлось тебе летом снимать, ты как-то по-новому стал снимать. Очень хорош фон, задний план, он мягкий и вместе с тем связан, как второй план, с пространством.

Воображаю, как бы ты мог снять разные другие темы. Если бы военные эпизоды так снять, они были бы чертовски выразительны.

Люди у тебя в этих снимках вышли настолько естественные и как-то в них видны их лучшие качества. Будто изнутри ты вывел их настроение и хороший жест наружу..."

Вместе с В. Степановой Родченко оформил в довоенное время альбомы и фотоальбомы "Первая конная", "Красная Армия", "Советская авиация", а в послевоенные - "Киноискусство нашей Родины", "XXV Казахстану" и др.

В 1935-1938 годах Родченко создал серию живописных работ о цирке ("Клоун с мячом", "Наездница", "Акробатика" и др.), а в 1940 - серию рисунков на музыку С. Прокофьева "Мимолетности".

В 1949 году Родченко начал работать над эскизами декораций и костюмов к балету "Спящая красавица" на конкурс, который объявил Большой театр. К сожалению, выполнение этого заказа прервала тяжелая болезнь. Последней его работой было оформление поэмы В. Маяковского "Хорошо!".

3 декабря 1956 года Александр Родченко умер.

Он был великим преобразователем реальности и великим мечтателем. Вот как представлялось ему будущее творчество: "Будут не нужны ни холсты, ни краски и будущее творчество, быть может, осуществится при помощи того ж радия: какими-то невидимыми способами художник будет выделывать на стенах свои творения без красок, кистей, холстов. Они будут гореть необычайными, еще неизвестными цветами".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?