Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Рерих Николай Константинович

Рерих Николай Константинович (1874-1947) - русский живописец, археолог. Вернувшись из первого космического полета, Юрий Гагарин сказал: "Необычно, как на полотнах Рериха". По семейному преданию, первым фамилию Рерих носил тамплиер, живший в далеком XIII веке. В переводе со скандинавских языков эта фамилия означает "славой богатый".

Истинную славу роду принесли Рерихи - мыслители и художники, первым из которых был Николай Рерих, который связал две культуры - древнюю индийскую и русскую, два мира - Восток и Запад, две цивилизации, два столетия. Всей своей жизнью, своим творчеством он указывал людям путь к преодолению внутренних противоречий и даже катаклизмов, путь к счастью и гармонии.

Великий Неру писал о картинах Николая Рериха: "Когда вы смотрите на эти полотна, многие из которых отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор. Они веками возвышались над равнинами и были нашими стражами. Картины эти напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном. И мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах".

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. У Николая были сестра Лидия и два брата - Владимир и Борис. Отец с матерью не случайно выбрали своему сыну имя Николай, которое означает "Побеждающий". Они верили, что он многого сможет добиться в жизни. В доме была богатая библиотека с книгами на немецком и русском языках. Когда в 1883 году Николай поступил в одну из лучших петербургских частных гимназий Карла Мая, сам директор, погладив его по голове, сказал: "Да ведь это - будущий профессор!" Преподавание велось преимущественно на немецком языке, а гимназистов называли "майскими жуками".

Николай увлекался чтением и археологией, вел раскопки. Именно благодаря археологии он начал рисовать - зарисовывал курганы и самые разные найденные в них предметы. Первые живописные опыты Николая поддержал старый друг семьи художник Микешин.

Однако после окончания гимназии отец поставил Николаю условие: если он хочет поступать в Академию художеств, пусть одновременно сдаст экзамены на юридический факультет университета.

В Академии художеств Николай Рерих учился у скульптора Лаверецкого, гравера Пожалостина, баталиста Виллевальде... Позже он писал: "Сколько дряхлости сказывалось в леденящей программе: сперва научусь рисовать, потом перейду к краскам, а уже затем дерзну на сочинение". Особенными были только занятия в мастерской П. Чистякова, которого И. Репин называл "велемудрым жрецом живописи" и у которого учились Серов, Врубель, Суриков и другие известные художники. Николаю Рериху особенно запомнились слова Чистякова: "Учись, как следует, а делай, как сможешь". Рерих учился и в университете, и в Академии, разработал "проект правил кружка академистов", главным смыслом которых было самоусовершенствование.

В это время он держался немного в стороне от шумных компаний, самым близким для него другом стал Александр Скалон, который в свои девятнадцать лет решил заняться перевоспитанием целого учебного заведения, дабы спасти "падшие души". Рерих поддержал его в этом решении. Успешно учась в Академии художеств, Рерих провалил экзамен по русскому праву в университете. Однако эта неудача не заставила его бросить университет.

В 1895 году Рерих начал работать в мастерской непревзойденного пейзажиста Архипа Куинджи, который в молодости много бедствовал, а получив наследство, покровительствовал всем молодым художникам. У Куинджи учились Рылов, Рушиц, Пурвит и другие впоследствии ставшие знаменитыми художники. Всем им Куинджи привил страсть к странничеству. "Куинджисты" показывали небывалые успехи. По вечерам они часто собирались у Куинджи за самоваром. Но в 1897 году за то, что Куинджи поддержал студентов, выступивших в защиту своего товарища, которого грубо обругал ректор, его вынудили уйти из Академии. Вместе с ним ушли и его ученики, в том числе и Николай Рерих. Но в том же году все "куинджисты" получили звания художников. Рерих - за историческую картину из цикла "Славяне", которая называлась "Гонец" ("Восстал род на род").

Молодой Рерих увлекся творчеством Васнецова, начал писать картины на историческую тему, а летом много работал в своем сарае-мастерской в Изварове. Он познакомился с Владимиром Стасовым, который дал ему много ценной исторической информации. Стасов очень радовался тому, что "Гонца" купил сам Третьяков, и, как только представилась возможность, познакомил Рериха с Львом Толстым, который, увидев фотографию "Гонца", сказал Николаю Рериху: "Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет". Этот завет Толстого Рерих помнил всю жизнь.

В 1898 году, написав диплом на тему "Правовое положение художников Древней Руси", Рерих окончил университет и по протекции Стасова стал помощником секретаря Общества поощрения художеств, начал читать курс лекций в Петербургском археологическом университете. Он задумал и детально разработал цикл картин на тему "Славяне и варяги", который одобрил незадолго до своей смерти Третьяков, но который так и не был воплощен. Рерих работал помощником редактора журнала "Искусство и художественная промышленность", много печатался, иногда подписываясь псевдонимами, например, псевдонимом Изгой. Николай Рерих отказался вступить в объединение "Мир искусства", члены которого ориентировались в основном на Европу.

Многие художники, в том числе и Куинджи, Репин, а также Стасов, считали, что Рериху еще стоит подучиться. И в 1900 году он поехал в Париж, где занимался у Фернана Кормона, того самого, у которого учился Борисов-Мусатов. Там, в Париже, на улице Фабур он написал своих "Идолов", "Поход Владимира на Корсунь".

После позвращения из Парижа Рерих женился на Елене Ивановне Шапошниковой - дочери известного архитектора, бабушка которой происходила из рода Кутузовых, а среди ее предков были татарские князья. Вместе они прожили долгую, полную трудностей и испытаний, но очень счастливую жизнь. В последние годы Елена Рерих часто вспоминала, как познакомилась с Николаем. Еще до поездки в Париж он был в Бологом на раскопках, и, встретив его как-то по дороге из бани, она приняла его за землемера. И только вечером узнала, что это известный художник. В тот же год она стала его невестой. Рерих писал ей из Парижа очень ласковые, взволнованные письма, он тревожился, что где-нибудь на балу его невесту могут "увести". Всю жизнь Николай Рерих нежно называл свою жену "Лада моя". Именно образ этой женщины, как вспоминают современники, с безукоризненным вкусом и чуткой, тонкой душой, вдохновил его на воплощение Верной Жены, Вечной Жены, Ярославны, Царицы Небесной, скрывающей свое лицо Матери Мира и, наоборот, открывающей лицо уставшему страннику Держательницы Мира. В 1902 году у Рерихов родился сын Юрий, а в 1904 - Святослав.

Николай Рерих экспонировал свои картины на выставках, писал новые. Причем иногда написание картины предваряла статья в журнале на ту же тему. Так было, например, с "Заморскими гостями".

В это время Николай Рерих стал членом многих обществ, активно занялся раскопками, заботился о спасении старины, реставрации наиболее важных памятников, много ездил по России. В 1904 году 83 этюда Рериха попали на выставку в Соединенные Штаты Америки, откуда, несмотря на старания художника Маковского, они так и не вернулись.

В это время Рерих часто бывал в имении известной меценатки Тенишевой. Ее Талашкино, расположенное под Смоленском, превратилось в прообраз гармоничной России будущего. Здесь построили школу для крестьянских детей, художественно-ремесленные мастерские, где подростки могли ткать, вышивать, плести кружева, столярничать и плотничать. Образцы орнаментов делали Малютин, Поленова, Васнецов, Серов. Врубель занимался производством керамики и майоликой. А Рерих создавал эскизы мебели для столярных мастерских. Именно здесь рождался так называемый "неорусский стиль". Здесь же ставились спектакли, и Рерих участвовал в их оформлении. Но начались крестьянские волнения, наступил 1905 год. Именно в этом году Николай Рерих создал написанную маслом картину "Дозор", где по белому снегу движется цепь воинов в шлемах. Она, как и акварель "Изба смерти", пастель "Колдуны", полна тревоги и недобрых предчувствий, но появилось и совсем другое по настроению полотно - "Славяне на Днепре", где прославляется радостный общий труд.

В 1906 году Рерих поехал в Италию, а жена с детьми - в Швейцарию. Когда все вернулись в Петербург, мальчики поступили учиться в гимназию Мая, ту самую, где учился их отец. Теперь Николай Рерих стал статским советником, академиком, членом Российской академии художеств, директором школы Общества поощрения художеств. Выставки учеников этой школы с приходом Рериха начали привлекать внимание широкой публики. А когда помощник градоначальника запретил однажды открытие одной из выставок из-за того, что на ней экспонировались работы с обнаженными натурщиками, ученики прикрыли их... юбочками и панталонами из папиросной бумаги, которые, правда, сразу же и сняли. Рерих не только умел улаживать конфликты, но и, как когда-то Куинджи, приучал своих учеников много ездить по России, использовать в композициях элементы русского народного искусства. Он умел распознавать таланты и, например, без экзаменов принял плотничьего сына Ивана Иванова - будущего скульптора Ивана Шадра. В новом, воссозданном в 1910 году "Мире искусства" (прежнее распалось в 1903 г.) Николай Рерих был избран председателем. Среди тех, кто собирался в то время на Мойке, 38, где жили Рерихи, были Бенуа, Остроумова-Лебедева, Добужинский, Дягилев, Лансере, Бакст и другие...

В это время Николай Рерих успевал также вести раскопки в Новгороде и писать свои замечательные картины. В "Славянской сюите" он воспевал радость жизни, которая, как он был уверен, была "разлита в свободном каменном веке". Он воспевал небесные и водные глубины, земные просторы и красоту человека, живущего в гармонии с окружающей природой. Солнечный закат разливается в его полотнах алыми всплесками, в унисон им звучат на полотнах самые разные оттенки зеленого и синего цветов. Люди удалены от зрителя, они все - и тоскующая на берегу девушка, и колдун - только частичка огромной всесильной природы. Зато в облаках "Небесного боя" есть вечное движение самой жизни. Во многих картинах Рериха облака превращаются то в нимф, то в великанов. Много было в творчестве Рериха и фольклорных тем. Он удивительным образом умел передать сам ритм узоров и традиционных цветов одежды. Его полотна делались все более обобщенными, символичными и в то же время глубоко достоверными. Древняя Русь стала сердцем его образного мира, который Леонид Андреев назвал "Державой Рериха". А вот Стасов окрестил Рериха "декадентом".

Рерих побывал в Финляндии, Франции, Италии и других европейских странах. В Бельгии перед ним раскрылся мир Метерлинка, который он воссоздал в эскизах к спектаклям по его пьесам, в графике и картинах, где господствуют аметистовые, сиреневые и черно-белые тени, блуждающие среди замковых стен, готических и романских соборов. Это Запад Рериха.

Но в это же время начинается и рождение Востока Рериха. Сначала это тема татарского нашествия, в которой уже слышатся отзвуки воспетой им в будущем Индии. Николай Рерих начал писать сказки об Индии, напечатал очерк "Индийский путь", в котором есть такие строчки: "К черным озерам ночью сходятся индийские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живет в Индии красота. Заманчив Великий Индийский путь".

Николай Рерих написал сотни картин, но ни одна из них не повторялась. В 90-е годы XIX - 10-е годы XX столетия на выставках часто можно было услышать определения "рериховский пейзаж", "рериховское настроение".

Берег северного моря, покрытые валунами бескрайние зеленые просторы... Рерих перешел с масла на темперу и создал новую концепцию пейзажного образа, который подчиняется конструктивной системе декоративного стиля.

Очень точно сказал о творчестве Рериха поэт Максимилиан Волошин: "Он действительно художник каменного века, и не потому, что он стремится иногда изобразить людей и постройки этой эпохи, а потому, что из четырех стихий мира он познал только землю, а в земле лишь костистую основу ее - камень. Не минерал, не кристалл, отдающий солнцу его свет и пламя, а тяжелый, твердый и непрозрачный камень эратических глыб". Рерих любил творчество финских художников, музыку Вагнера, а в начале XX века в его квартире на Мойке часто собирались люди, увлеченные теософией, спиритизмом, книгами Блаватской. В 1914 году вышел в свет первый том Собрания сочинений Рериха. Он оформлял спектакли в "Старинном театре", Свободном театре. Особенно интересны его эскизы декораций к спектаклю "Принцесса Малэн" по Метерлинку. В 1913 году в Театре Елисейских полей Вацлавом Нижинским был поставлен балет "Весная священная" на музыку Игоря Стравинского. Оформил этот спектакль Николай Рерих. Когда он вернулся из Парижа, он с увлечением исполнил несколько заказов на монументальные произведения. Для имения Рамонь под Воронежем он написал панно "Княжая охота. Утро" и "Княжая охота. Вечер", сделал эскизы для росписи Казанского вокзала и другие работы.

В 1912 году Николай Рерих, как бы предчувствуя грядущие катастрофы, начал новый, полный трагизма цикл картин, среди которых "Город осужденный", "Зарево", "Вестник". Горький называл Рериха "величайшим интуитивистом современности".

В 1914 году появилась картина Николая Рериха "Дела человеческие", где с ужасающей силой показаны разрушенные войной города. В это же время появились и вот эти стихотворные строки:

Все бывает. Все видели. Летела белая птица. Скакала белая лошадь. Уплыла белая рыба. Прошли белые. Пробежали черные. Показалась черная собака. Ушла под землю черная змея. Пролетели черные мухи. Поймите. Глазомерно смотрите. Кто настоящий - увидит...

В 1917 году Николай Рерих часто встречался с Горьким, ездил в Финляндию, где написал повесть, пьесу и новые картины.

Из Финляндии, которая была отрезана от красной России, через Англию, Америку начался "Индийский путь" семьи Рерихов.

В 1922 году в Нью-Йорке Рерих попробовал продолжить дело воспитания молодых талантливых художников и скульпторов, организовал художественный центр "Венец мира". Потом на некоторое время поехал в Париж и уже оттуда отплыл в Индию.

В декабре 1923 года газеты сообщили о том, что в Бомбей прибыла семья известного художника Николая Рериха.

Рерихи, желая глубже познать Индию, много путешествовали в раскаленных, нагретых солнцем вагонах, прикрытых полотняными навесами экипажах, посещали галереи пещерных храмов, изучали культуру одного из самых древних народов. В Южной Индии их поразили сотни тысяч скульптур богов, демонов, животных и конечно же изваяния слившихся в объятиях женщин и мужчин. Это один из самых характерных для древнеиндийской культуры мотив "майхуны" - соединения. Возле храмов они видели святых - "садху", которые владели искусством самоуглубления. Побывали во многих древних монастырях.

Рерих научился очеловечивать, одушевлять русские пейзажи. Теперь, слагая гимн Индии, гимн Гималаям, он очеловечивал и одушевлял покрытые снегами горные вершины, монастыри.

Он писал и книги об Индии. Ночуя в горах, Рерихи слушали и записывали древние легенды и рецепты лекарств, собирали гербарии. На некоторое время они выезжали в Марсель, а потом вновь возвратились в Индию. Побывали на Цейлоне, а затем поехали в Западные Гималаи. Подросли их, сыновья. Юрий стал специалистом по диалектам (филологическое образование он получил в Гарварде и Сорбонне). Святослав в то время еще учился в Америке.

Путешествуя по Тибету, Рерихи начали расспрашивать и писать о дивной стране Шамбале, которую можно считать своеобразным индийским градом Китежем. Рерих слушал и воплощал в своих полотнах легенды о странствующих светящихся камнях, о ламах, перемещающихся "в тонком теле" на огромные расстояния.

В 1926 году Рерихи посетили Советский Союз. "Полукоммунист, полубуддист" Николай Рерих говорил о возможности объединения России и буддистского мира на основе махатмы.

И вновь - в дорогу. Через Алтай, Монголию... И вновь Тибет, где Николай Рерих беседовал с ламами о перевоплощении душ...

Художник писал свои картины в походных палатках, в отелях.

Воплощая на своих полотнах "этот вечно волнующий океан облаков", он писал о том, для чего нужны Гималаи: "Если может путник найти зарево далеких горизонтов,- он устремится к ним. Наконец, если он узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечется ими и в одном этом стремлении... очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении..."

В 1928 году они наконец поселились в своем доме в долине Кулу. К ним приехал сын Святослав, который тоже писал картины, с женой - красавицей киноактрисой. Рерихи общались с местными жителями на их наречии, помогали, чем могли, и все вокруг с уважением говорили, что "здесь живут русские". В этом же году Николай Рерих основал Институт гималайских исследований. Директором института и руководителем его этнолингвистического отдела стал Юрий Николаевич, а отдел народного искусства и народной фармакопеи возглавил Святослав Николаевич. Самого Николая Рериха местные люди звали Учитель-Гуру-Гурудев. Рерихи выезжали в Америку, Европу, организовывали новые экспедиции. В далекой Индии родился знаменитый Пакт Мира, который чаще называют Пактом Рериха, направленный на охрану произведений искусства в случае военных противостояний.

По мировоззрению Рерих был близок к Толстому, Ганди, Тагору, но он выступал не за покорность, пассивное непротивление, а за активное сопротивление злу: "Свет не борется со тьмой, но сжигает, вытесняет ее".

Многие свои статьи Николай Рерих кончал словами "Шиа-ам. Сатьям. Сундарам", что в переводе означает "Мир. Истина. Прекрасное". В картинах, которые Николай Рерих писал в Кулу, он создавал образы лам, отшельников, мудрецов.

В 1947 году Рерихи решили вернуться в Россию. Но когда уже были упакованы все картины и книги, у Николая Рериха началось сердечное заболевание. Он не дожил до долгожданной встречи с Россией. В саду был разложен огонь из сандалового дерева...

На могиле Николая Рериха стоит камень, на котором написано: "15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?