Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) - русский живописец. Когда в 1887 году Василий Поленов наконец окончил и показал публике свою картину "Христос и грешница", первые эскизы к которой появились еще в 1876 году, ее не приняли ни консерваторы и академисты, ни демократы. Первые говорили, что это профанация религии, другие, в том числе Стасов и Репин, видели в ней слишком мало содержательности и слишком много условности. Зато картина очень понравилась писателям В. Гаршину и В. Короленко.

Сам же Василий Поленов работой своей был не удовлетворен и вплоть до 1909 года упорно трудился над воплощением евангельской темы. В 1899 году даже совершил еще одно путешествие на Восток. В результате появилась целая серия картин "Жизнь Христа", для которой он повторил в уменьшенном виде и картину "Христос и грешница". Высокая требовательность, культура, необыкновенное трудолюбие и чуткость выделяли Василия Поленова и среди академистов, у которых и среди которых он учился, и среди друзей-передвижников.

Именно за это его очень уважали и любили его ученики - И. Левитан, К. Коровин, В. Серов, М. Нестеров и многие другие. Увлеченный пленэрной живописью, Поленов выступал против рутинного понимания реализма и поддерживал все новое, свежее, самобытное. Именно благодаря его деятельной поддержке в русском искусстве начала века появилось столько ярких, неповторимых личностей.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в интеллигентной, культурной семье. Его мать занималась живописью и писала детские книги, а отец был археологом и библиографом.

После окончания гимназии Василий Поленов поступил одновременно и в университет, и в Академию художеств.

Все лето он проводил в имении отца Имоченцы возле Петрозаводска, где много рисовал. Еще во время учебы Василий Поленов имел возможность побывать в Париже, а когда в 1871 году одновременно с Репиным окончил Академию, поехал за границу совершенствовать свое мастерство. Он побывал в Италии, Германии, а потом поселился в Париже, где не только изучал западноевропейское искусство, но и писал свои сюжетные картины, эскизы библейских сюжетов, сблизился с кружком Боголюбова, который был увлечен пленэром. Поленов вместе с ним и Репиным поехал в Нормандию, работал на природе, писал много очень тонких по настроению этюдов. Один из них, "В парке", сделанный в 1874 году, открыл новую страницу в творчестве Поленова, который как никто умел передавать романтику и поэтическую прелесть заброшенных уголков природы.

Писал В. Поленов и портреты, эскизы сюжетных картин, близких по настроению к произведениям передвижников.

В 1876 году Поленов добровольцем отправился на сербско-турецкую войну, а в 1877-1878 годах побывал и на русско-турецкой войне - служил в качестве художника при русских войсках.

Приезжая в Москву, Поленов вместе с В. Васнецовым и Репиным изучал русскую старину и даже задумал картину на историческую тему. Но в 70-е годы возвратился к пейзажному, причем не просто пейзажному, а пейзажному бытовому жанру и начал выставляться на передвижных выставках.

Самыми знаменитыми его пейзажами считаются написанные в 1878 году "Бабушкин сад" и "Московский дворик". Не все знают, что на них изображено, по существу, одно и то же место в Трубниковском переулке, взятое с разных точек. Если присмотреться, то слева сбоку в "Московском дворике" можно разглядеть тот самый деревянный ампирный дом, который стоит в глубине "Бабушкиного сада".

Спокойный, ясный свет заливает обыденную московскую сценку - играют на траве дети, женщина идет с ведром, дремлет лошадь, плывут по небу облака. Но в этой обыденности есть какая-то особенная значительность. Чистые светлые краски, мягкие сочетания холодных и теплых тонов придают картине особую музыкальность, делают ее целостной и гармоничной. В "Бабушкином саду" запущенный сад и ветхий домик как бы передают внутреннее состояние пожилой женщины, а цветы созвучны образу молодой девушки, которая идет с ней рука об руку. По настроению этот лирический пейзаж очень отличался от критического реализма передвижников.

Хорошо известны всем и другие написанные в это время картины Василия Поленова - "Заросший пруд", "Мельница".

Во время своего путешествия на Восток в 1899 году Василий Поленов написал много очень тонких по звучанию, одухотворенных пейзажей Греции, Египта, Константинополя, Палестины. Это и воплощенный в благородной серебристой гамме "Парфенон", и согретые солнцем, золотящиеся мраморы "Эрехтейона", и мягкое многоцветие "Бейрута".

Василий Поленов сделал много типажных портретов - "Еврейский мальчик из Тивериады", "Нубийская девочка", "Голова еврея из гетто". Последний из этих образов потом вошел и в картину "Христос и грешница".

С конца 80-х годов пейзажи Василия Поленова стали более возвышенными, философскими. Это можно сказать и об "Осени в Абрамцеве", и о "Раннем снеге".

И если в одной из лучших картин Поленова на библейскую тему - полотне "На Генисаретском озере" - чувствовалась холодность и дидактичность, то эти картины были теплы и сердечны. "Больная", которую Поленов создал в 1886 году, когда активно работал над полотном "Христос и грешница", по звучанию чисто передвижническая. Правда, Поленов все же несколько заглушил повествовательный момент, которым так увлекались передвижники, и усилил эмоциональность подачи.

Как впоследствии почти все его ученики, сам Василий Поленов много занимался театральной живописью. Еще в Боголюбском кружке в Париже он начал участвовать в постановке "живых картин". А в 70-е годы он сдружился с известным московским меценатом Саввой Мамонтовым, который был увлеченным театралом.

Василий Поленов вместе со своей сестрой, В. Васнецовым и другими художниками собирал и изучал предметы русской старины, участвовал в домашних спектаклях. Именно Поленов написал декорации к пьесам самого Мамонтова "Иосиф", "Алая роза", "Призраки Эллады". Для постановки последней он сочинил даже музыку и выступил в спектакле как актер. Всего Поленов оформил около десяти спектаклей, в том числе и оперы. Именно Поленов и Васнецов первыми возвели декорацию в ранг неотъемлемой части спектакля. Поленов, а вслед за ним и его ученик К. Коровин применяли в декорациях приемы пленэрной живописи. Поленов ввел в общество Саввы Мамонтова практически всех своих лучших учеников - Левитана, Коровина, Серова и др. С 1882 и до 1894 года он руководил пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учил реализму и пленэрной живописи, но никогда не насаждал своей манеры.

Во время революции 1905 года в полной мере проявилось благородство уже известного в то время художника. В знак протеста против "Кровавого воскресенья" Поленов вместе с Серовым отказался от звания академика. Во время Декабрьского вооруженного восстания он жил на Пресне и смог сделать там много уникальных зарисовок.

В 1910 году Василий Поленов организовал "Секцию содействия фабричным и деревенским театрам при Обществе народных университетов", где ставил спектакли с рабочими и беспризорниками.

В 1900-х годах художник вновь поехал в Европу, откуда привез много новых пейзажей. Писал он и родную русскую природу. Возвышенна и спокойна она в написанном им в 1918 году "Разливе на Оке".

Смерть настигла художника 18 июля 1927 года. В конце жизни он успел создать в своей усадьбе Борок (с 1931 г. - Поле-ново) художественный музей, который в 1939 году его родственники передали государству.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?