Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Нестеров Михаил

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942)- русский живописец. Предложив в 1889 году на XVII передвижную выставку свою картину "Пустынник", двадцатисемилетний Михаил Нестеров удивил всех. Новой была ее тема - уход от мирской суеты. Новым был герой - погруженный в свои мысли тихий старец в монашеской одежде. Впервые камерная тема решалась в довольно большом по размерам полотне. Очень необычен был и серебристо-серо-зеленоватый колорит. Необычно соотносились пейзаж и фигура... Передвижники своими работами как бы взывали к активному сопереживанию, Нестеров же утверждал, что в формировании мировоззрения человека, его духовной стойкости одну из главных ролей может сыграть пустынножитие, уход от мира. П. Третьяков приобрел полотно для своей галереи. А Михаил Нестеров на полученные деньги поехал за границу, чтобы посмотреть Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден...

Для него эта поездка была тоже своего рода уходом от привычной жизни, от тех, кто знал его и кто знал о постигшем его совсем недавно большом горе. После смерти своей юной жены Маши Михаил Нестеров часто бывал в Даниловом монастыре, у ее могилы, потом написал ее портрет в подвенечном платье, поехал в Сергиев Посад. Именно там в 1888 году и встретил он своего Пустынника...

Еще в конце XIX столетия Михаил Нестеров начал воплощать на своих полотнах людей просветленных, возвышенных, тех, кто нашел свои духовно-религиозные идеалы, уйдя от мирской суеты. В его полных умиротворенности пейзажах звучала новая, задумчивая мелодия созерцания. В начале XX века Нестеров в некоторых своих произведениях, особенно монументальных, работал в русле модного тогда модерна. Особенно же ярко раскрылся художественный дар Михаила Нестерова в послереволюционное время, когда он создал целую галерею очень глубоких портретов современников. Сам он признавался: "Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитал им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью. И в портретах моих, написанных в последние годы, влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их".

Родился Михаил Васильевич Нестеров 19 мая 1862 года в Уфе в семье купца. Когда мальчику было двенадцать лет, отец привез его в Москву, чтобы он поступил в техническое училище. Однако Михаил не выдержал экзамена, и его определили в реальное училище К. Воскресенского. Там у него заметили художественный дар и посоветовали поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где ему посчастливилось учиться у В. Перова, который умер в 1882 году. Некоторое время Нестеров проучился в Петербургской академии художеств, но проповедуемый там сухой академизм был ему глубоко чужд, и он опять возвратился в Москву.

Нестеров очень любил творчество Рембрандта, Ван Дейка, Веласкеса, дружил с Суриковым, В. Васнецовым, И. Левитаном. Нестеров и Левитан не сблизились до конца ни с передвижниками, ни с "мирискусниками" и хотели даже создать свое художественное общество. Но этому помешала смерть Левитана.

В 1884-1886 годах Нестеров начал разрабатывать историческую тему, больше всего его интересовала допетровская Русь, которую он познавал, читая книги Карамзина и Забелина. В 1886 году, когда Нестеров окончил училище, он потерял любимую жену. Именно это событие повлияло на его духовное перерождение. В результате появились такие картины, как "Пустынник", "Видение отроку Варфоломею", "Отшельник", "На горах", "Думы".

Работать над картиной "Видение отроку Варфоломею" Нестеров начал после возвращения из-за границы в 1889 году. Эта картина открывает цикл, посвященный Сергию Радонежскому, который стал для Нестерова воплощением духовной чистоты и истинного подвижничества. Юный Варфоломей - будущий Сергий печален и трепетен, как и вся окружающая его природа. Привидевшийся ему старец с чудесным сиянием вокруг головы написан вполне реально, и это повышает эмоциональное воздействие на зрителя. В то время не один Нестеров искал духовные, нравственные ориентиры. С проповедью нравственного очищения выступал Л. Толстой. Любовь и доброта, смирение и покорность в качестве чисто русского нравственного идеала виделись и героям Ф.Достоевского, который писал, что "от сих, кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз спасение земли Русской".

В 1890 году М. Нестерова пригласил в Киев А. Прахов. Он предложил ему поработать вместе с В. Васнецовым над росписями Владимирского собора. В это время - в 1890-1895 годах - в произведениях Нестерова появилась мистика, некоторая стилизация и даже вычурность.

В 1895 году Нестеров какое-то время жил в Сергиевом Посаде. И одной из лучших картин из монашеской жизни считается его "Под благовест", где изображены два монаха - один пожилой, а другой совсем молодой. Они как бы проходят перед нами, вчитываясь в слова молитв. Своеобразным продолжением этой картины можно воспринимать написанное в 1897 году полотно "Великий постриг", где воссоздана сцена жизни женского скита - проводы на постриг одной из монахинь. В 1903 году появилась картина "Молчание", написанная под впечатлением посещения Соловецкого монастыря, а в 1901-1905 годах Нестеров приступил к работе над программным для него полотном "Святая Русь". Как и А. Иванов, М. Нестеров изображает явление Христа народу, однако ему не удалось уйти от ложного пафоса, некоторой театральности. Л. Толстой назвал эту картину "панихидой русского православия". Не очень удачной посчитала критика и церковную живопись Нестерова. Он и сам чувствовал, что сделанные им росписи не совсем удались. М. Нестеров писал своему другу А. Турыгину: "Как знать, может, Бенуа и прав, может, мои образа и впрямь меня "съели", быть может, мое "призвание" не образа, а картины - живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом - "опоэтизированный реализм".

В поисках эстетического идеала Нестеров написал в 1905- 1906 годах такие картины, как "Лето", "Два лада", "Свирель"... В 1905 году художник создал большой портрет свой жены Е. Нестеровой, портрет княгини Н. Яшвиль, своей дочери. Именно его старшая дочь О. Нестерова писала позже в письме одному из биографов отца: "В своих изображениях женщин отец всегда предпочитал моменты душевного одиночества, грусти и обреченности".

В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве. Четыре года работал он вместе с архитектором А. Щусевым. В качестве фона для некоторых сцен художник использовал этюды, которые были сделаны им во время поездки на Капри в 1908 году. Композиции Нестерова в этом храме по цвету очень звучные, активные.

В 1909-1914 годах в творчестве Нестерова все яснее звучит тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены "Вечерний звон", "Схимник", "Тихие воды", "Старец" и др.

В 1914-1916 годах Нестеров работал над картиной "Душа народа" ("На Руси"), где к берегу Волги движется толпа людей, среди которых можно узнать и Достоевского, и Толстого, и Вл. Соловьева. Есть царь и есть юродивый...

В 1917 году появились его "Философы" - двойной портрет П. Флоренского и С. Булгакова.

После Октябрьской революции Нестеров продолжал работать над своей излюбленной темой и написал такие картины, как "Молитва", "Мать Евпраксия", "У монастырской стены". Новые черты в его творчестве появились только в портретах 20-х годов. И один из лучших - написанный в 1923 году портрет младшей дочери ("Девушка у пруда"). Сам Нестеров писал о нем: "Вышел, говорят, не хуже, чем в молодые годы, свежо, нарядно. Она сидит у пруда в серый день в голубом платье типа "директория", в белой косынке на плечах и белой шляпе соответственного фасона. В целом получилось нечто вроде Шарлотты Корде!" В 20-е годы Нестеров много писал своих близких - дочерей, П. Корина, В. Васнецова, А. Северцова, автопортреты. В образе Васнецова художник подчеркнул уверенность, величавость, в двойном портрете братьев Кориных Павел серьезен и сосредоточен, а Александр более лиричен, задумчив. А портрет Шадра воспринимается как символ вдохновенного творчества. Таким образом, в каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры. В 1935 году Нестеров написал портреты В. Черткова, С. Юдина и И. Павлова.

Работая над образом академика И. Павлова, который и в восемьдесят один год был удивительно моложав, художник писал: "Самым рискованным в моем портрете были два положения: темный силуэт головы на светлом фоне и руки, сжатые в кулаки. Повторяю, жест характерный, но необычный для портрета вообще, да еще столь прославленного и старого человека, каким был Иван Петрович".

В 1940 году, когда Нестерову было уже семьдесят девять лет, написал он необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора В. Мухиной, которая лепит летящую фигуру Борея.

С конца 30-х годов Михаил Нестеров работал над своей книгой "Давние дни", которая вышла в свет в 1942 году.

В 1941 году он начал писать один из последних портретов - портрет А. Щусева.

Хотел еще создать портрет своего сына в тюбетейке. Успел написать пейзаж "Осень в деревне", который созвучен пушкинскому стихотворению "Уж небо осенью дышало". Это не просто пейзаж, это подарок. На обороте осталась надпись: "Дарю "Осень в деревне" жене моей Екатерине Петровне в память сорокалетия нашей свадьбы..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?