Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Иван Мештрович

Иван Мештрович (1883-1962) - хорватский скульптор. С одним из самых грандиозных проектов великого хорватского скульптора Ивана Мештровича - огромной моделью Видовданского храма связана почти детективная история.

В этом храме, по замыслу автора, должны были быть воплощены страницы истории его многострадального народа. Мештрович представлял, что человек, проходя через аллею кариатид, одетых в национальные одежды всех народов, живущих на югославской земле, и следуя дальше - из зала в зал, будет постепенно проникаться возвышенными и глубокими чувствами и мыслями... Того, кто войдет в этот храм, должны были встретить и трагический в своем молчании Сфинкс, и готовый к бою суровый Марко Кралевич на коне, и другие герои Косовской битвы, Слепой гусляр... Во всех этих скульптурах, некоторые из которых впоследствии были воплощены в камне и составили знаменитый Косовский цикл Мештровича, есть и экспрессия Бурделя, и классическая точность пластики Майоля, и возвышенная стилизация формы, которая поразила Мештровича в греческой архаике...

Модель Видовданского храма была показана в 1909 году на первой крупной персональной выставке Ивана Мештровича в Вене. А в 1926 году она попала на Международную выставку в Филадельфии и... бесследно исчезла. Ее искали повсюду. Не только в Америке, но и в Европе. Однако поиски, увы, не дали никаких результатов. И вдруг, через тридцать с лишним лет совсем неожиданно деревянная модель появилась в одном из нью-йоркских антикварных магазинов. К тому времени она имела огромную цену. Прославленного скульптора, автора застывших в камне и дереве портретов и композиций, памятников и монументальных ансамблей, который в 1947 году из-за политических преследований вынужден был покинуть родину и эмигрировать в США, к тому времении хорошо знали и ценили как мастера острых и смелых пластических обобщений, способного целостно переосмысливать монументальные объемы, сочетать выразительные линейные ритмы с элементами декоративной стилизации в духе модерна.

Иван Мештрович родился 15 августа 1883 года в городе Врполы. Отец его был пастухом коз и овец, нанимался на работу к богатым кулакам, работал каменщиком. Когда семья вернулась в деревню Отавицу, которая была расположена всего в двадцати километрах от Адриатического моря, отца часто приглашали принять участие в сооружении мостов и зданий. А по вечерам он украшал резьбой мебель, делал деревянные игрушки и украшения.

Рядом с отцом вырезал игрушки и маленький Иван. В доме у Мештровичей были не только Библия и календари, но и сборники сказаний и легенд о сказочных богатырях и героях. Из книг, а также от матери и деда узнавал будущий скульптор об истории своего народа. Он не только слушал, но и записывал народные песни и сказания. Два сильнейших впечатления остались у Ивана на всю жизнь - это очень суровая и очень выразительная скульптура XV века Юрая Долматинца, которую он увидел на апсиде собора в Шибенике, и бескрайние голубые просторы Адриатики. Уже к шестнадцати годам слухи о талантливом мальчике, который вырезает из камня и дерева фигурки и крестики с распятым Христом, распространились далеко по околице. О нем написали в газете. Односельчане собрали немного денег, больше всех дал, конечно, отец, и Ивана отправили учиться в Сплит, к резчику по камню Павлу Билиничу. Одновременно мальчик, живя в семье школьного учителя, самостоятельно осваивал и общеобразовательные предметы, много рисовал. Вскоре он смог самостоятельно вылепить и перевести в мрамор фигуру Христа. Сплит в то время был одним из значительных культурных центров, там бывали многие известные писатели и художники, действовал Книжно-художественный клуб, но Ивана Мештровича не покидала мечта учиться в Венской академии художеств. Приехав в Вену, он познакомился с одним из преподавателей Академии, Отто Кенигом, который, увидев выполненную Мештровичем копию небольшой скульптуры, настолько был поражен его талантом, что взялся сам готовить юношу к поступлению. В 1901 году Иван Мештрович поступил в Венскую академию художеств.

Уже на втором курсе Иван Мештрович вырезал фигуру женщины с ребенком в натуральную величину, которая вызвала большие споры. Сомневаясь, будет ли понята ее некоторая "грубоватость" и "обнаженность", преподаватели решили выставить ее за занавесом, так чтобы зрители могли видеть ее только с одной стороны. Работа имела успех и Ивана Мештровича даже пригласили участвовать в выставках "Венского Сецессиона", который возглавлял Отто Вагнер. Именно он дал Мештровичу основы архитектурных знаний.

В те годы Иван Мештрович познакомился с творчеством Карла Миллеса, Вяйню Аалтонена, Константина Менье, но наибольшее влияние на него оказало искусство Опоста Родена. Именно роденовский подход к воплощению характера, внутреннего переживания героя, живописность и трепетность фактуры чувствуются в созданных в начале XX века Иваном Мештровичем портрете Толстого, групповом портрете "Семья" и других работах тех лет, в том числе и в памятнике Луке Ботичу в Сплите и "Фонтане жизни" в Загребе. Работы Мештровича имели успех на выставках, но их никто не покупал, он перебивался случайными заработками. После того как он отказался работать в австрийском императорском дворце, потому что не мог служить людям, которые грабили его народ, ему пришлось уехать в Италию. Он внимательно изучал творчество художников эпохи Возрождения и особенно Микеланджело. В то время он написал: "Те, кто действительно понимает искусство, не могут утверждать, что Фидий превзошел египтян и греческое искусство после пятого века. Одно лишь несомненно, что он довел формы человека до такого совершенства, как никто до него. Египтяне извлекли из камней окружающих их гор божественный оттенок в изображении человека, тогда как греки четвертого столетия сняли с бога мистическое покрывало и придали ему сходство с человеком. Микеланджело если и не достиг совершенства Фидия в отношении формы и суверенного спокойствия греков, то превзошел его по темпераменту, остроте зкизни, музыкальному чувству".

Переехав в Париж, Иван Мештрович получил признание, а в 1905 году он уже выполнил в гипсе и мраморе некоторые фигуры из Косовского цикла для задуманного им архитектурно-скульптурного ансамбля Видовданского храма. Скульптуры имели большой успех в Осеннем салоне и в Салоне французских художников. Именно там двадцатитрехлетний Иван Мештрович познакомился с уже шестидесятипятилетним Роденом, который называл Мештровича "величайшим феноменом среди скульпторов". Видов день (15 июня), которому был посвящен Видовданский храм, все южные славяне отмечали как день сражения на Косовском поле. А поскольку в начале XX века Боснию и Герцеговину аннексировали войска Австро-Венгерской республики, для Ивана Мештровича работа над Косовским циклом приобрела особое значение.

В образах вдов и матерей, которые оплакивают погибших воинов, Иван Мештрович подчеркивал не скорбь, а силу. Больше всего из Косовского цикла известна окутанная еле уловимыми тенями, полная внутренней динамики, удивительно гармоничная мраморная скульптура "Воспоминание".

Работая над Косовским циклом, Иван Мештрович создал скульптуры "Мой отец" и "Моя мать". Образ матери не раз появлялся в его произведениях. Это для него был не только образ конкретного, очень дорогого человека, но и обобщенный образ женщины-хорватки, строгой, мужественной, чуть суровой.

Один из буржуазных критиков, увидев на одной из выставок скульптуры Косовского цикла, писал: "Тяжело будет нам, если Мештровича поймут его соотечественники и объединятся под знаменем его искусства".

Австро-венгерские власти не раз предлагали Ивану Мештровичу работу, предлагали устроить выставку, но даже на выставке в Риме, которая проходила в 1911 году, Иван Мештрович выставил 74 своих работы не в австро-венгерском павильоне, а в павильоне Сербского королевства (его родная Хорватия все еще находилась под властью Австро-Венгрии). Живя в Италии, Франции, Англии, Мештрович продолжал участвовать в деятельности общественных организаций, которые выступали за независимость Югославии.

В годы, когда шла Первая мировая война, Мештрович сделал несколько очень интересных портретов, особенно глубок его скульптурный портрет Огюста Родена.

Особой экспрессией отличаются произведения Ивана Мештровича на религиозную тему: выполненные в 1916-1917 годах скульптура "Богоматерь с младенцем", рельефы "Христос в Гефсиманском.саду", "Христос и Мария" и др. Их отличительная особенность в том, что образы, воплощенные в них, часто напоминают образы хорватских крестьян, страдания которых Мештрович сравнивал со страданиями библейских героев.

Идеалом настоящего художника для Ивана Мештровича оставался великий Микеланджело. Когда-то он с огромным трепетом копировал его "Пьету", свою интерпретацию которой воплотил в 1942-1946 годах. А в. 1925 году он создал в бронзе портрет великого итальянского скульптора, изобразив его уже пожилым человеком, во время работы. До сих пор ведутся поиски выполненного Мештровичем в это же время скульптурного портрета Ленина, который оставался на одной из квартир в оккупированном Париже.

В 20-е годы Иван Мештрович создал и лучшие из своих монументальных произведений - памятник епископу Гргуру Нинскому в Сплите и конные статуи индейцев для Чикаго. Внутреннее состояние своих героев Мештрович воплощал через красоту их тела. Причем, изображая мужчин, чаще, как и великий Роден, выбирал бронзу, которая позволяет наиболее полно передать напряжение мышц, силу, порыв. А чтобы воплотить плавность, красоту, внутреннее свечение женского тела, Мештрович обращался к мрамору.

Большинство его героинь - "Отдыхающая женщина", "Женщина у моря" и высеченная из нежнейшего итальянского мрамора "Психея" показаны в момент отдыха или сна. Таинственные глубокие тени сменяются блуждающими по телу бликами света, и от этого женские фигуры делаются особенно живописными.

Величественны и глубоки по смыслу выполненные в бронзе и мраморе варианты "Мадонны с младенцем Христом и Иоанном Крестителем" и мраморная композиция "Мать завещает ребенка". Полны таинственного, мягкого звучания "Девушка с лютней", "Далекие аккорды", "Хорватская рапсодия"... Как философские обобщения воспринимаются образы евангелистов Луки и Иоанна, "Моисей"...

Те, кто приезжает в Югославию, обязательно посещают гору Авала около Белграда, где установлен созданный Иваном Мештровичем в 1934-1938 годах памятник Неизвестному герою. Очень естественно воспринимается в окружающем пейзаже и возведенный чуть раньше мавзолей семьи Мештровича в Отавице.

6 апреля 1941 года гитлеровцы вторглись на территорию Югославии, и одним из первых был арестован Иван Мештрорич. И все из-за того, что, когда в 1935 году Гитлер захотел лично открыть выставку Мештровича в рейхстаге, но при условии, если приедет автор, хорватский скульптор ответил, что ради этого он в Берлин не поедет. Тюрьма подорвала и без того слабое здоровье Мештровича. Выйдя из нее, он не захотел воспользоваться приглашением Муссолини переехать в Италию. И тогда ему помогли его друзья. Через Италию Мештрович поехал в Швейцарию, где создал рельеф "Папа Сикст V", который долгое время считали произведением французского скульптора Бурделя, а потом свою грандиозную "Пьету", где каждый из четырех героев имеет величину в полтора человеческих роста. Больное сердце не позволило Мештровичу много знаиматься , скульптурой, и тогда он начал писать свою книгу "Все же я хочу надеяться...", где в форме рождественских бесед высказал свои мысли на самые животрепещущие вопросы, написал несколько глав о Микеланджело.

Вскоре Ивану Мештровичу предложили место профессора скульптуры в Сиракузском университете, и он вместе с семьей переехал в США, где не только преподавал, но и творил. Одно из созданных им в это время произведений - "Человек и свобода". В нем особенно остро ощущается тоска великого скульптора по родине. Бронзовая фигура юноши, которая была в 1953 году установлена на фоне выложенного светлым мрамором абсолютно плоского фасада диагностического корпуса клиники Майя в городе Рочестер, символизировала человека, который, обретя свободу, не знает, что с ней делать.

В 1952 году Мештрович передал свой дом в Сплите вместе со всеми произведениями, которые в нем находились, Народной Югославии, исполнил несколько памятников для своих земляков. В 1959 году он, посетив Югославию, был приятно удивлен, как оригинально и просто переделали его дом в музей, который всегда полон посетителей.

В 1961 году Иван Мештрович создал одно из последних своих произведений - "Автопортрет", в котором воплотил образ хотя и пожилого, но одухотворенного творчеством художника. Его ученики часто вспоминали его слова: "Есть лишь один путь стать художником - работать..."

Умер Иван Мештрович 16 января 1962 года в своей мастерской. Похоронен был на родине, в построенном им самим мавзолее семьи Мештрович в Отавице.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?