Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Джакомо Манцу

Джакомо Манцу. Кардинал
Кардинал
 
Танцовщица в юбке
Танцовщица в юбке
 

Джакомо Манцу - итальянский скульптор, живописец, иллюстратор, театральный художник/ Ключевой темой во всем творчестве Джакомо Манцу можно считать тему "Художник и модель", которая впервые воплотилась в его рельефах в 30-е годы. А вариации на эту тему появлялись у Манцу вплоть до середины 60-х. Всего две фигуры, однако их размещение позволяет говорить о свободе пространственных построений, прекрасном владении материалом. Создается ощущение, что свет постоянно движется по форме. Манцу стремился показать сам процесс творчества, озвучить в пластике диалог художника со своей моделью, которую он как бы на наших глазах Воссоздает из тяжелого плотного материала. Рельефы Манцу по-настоящему живописны, в них есть чувство жизни, физически ощущаемая материальность.

Джакомо Манцу родился 24 декабря 1908 года в Северной Италии в городе Бергамо. С детства он был молчаливым и упорным в работе. Его семья была бедна, и он учился в вечерней художественной школе (днем ему приходилось работать в мастерской резчика по дереву). Потом Манцу служил в армии и одновременно учился в Художественном институте Чиконьини в Вероне.

Успех пришел к нему еще в ранней молодости. В 20-е годы он очень внимательно изучал классическую скульптуру. Как и его ровесники М. Марини и А. Мартини, Манцу был увлечен творчеством Мадардо Россо, который при передаче движения масс решающее значение придавал свету (он предпочитал такие мягкие материалы, как воск и глина). В 1929 году, съездив в Париж, Манцу познакомился с произведениями французских импрессионистов и молодых художников. Одновременно Манцу очень внимательно изучал классическую скульптуру Донателло, Гиберти, древнегреческие памятники. Самое же большое впечатление на него произвели рельефы дверей собора Сан Дзено в Вероне, которые сделали неизвестные мастера XII века. Восприятие мира как гармонического целого было ему ближе, чем неопределенные, расплывчатые пластические объемы импрессионистов. Именно под впечатлением от этого портала в веронском соборе родились его рельефы "Художник и модель", "Христос - человек среди людей".

В 30-е годы появились его скульптуры "Сусанна", "Девочка на стуле", варианты "Давида".

В этот период Манцу жил и работал в Милане, который в то время был своеобразным центром культурной жизни. Когда в 1931 году он впервые выставил свои работы в частной галерее Дель Мильоне, о нем сразу заговорили и даже издали монографию. А в 1938 году, после участия Манцу в XXI Бьенна-ле, критика признала его лучшим скульптором Италии. В 1940 году его пригласили преподавать в крупнейшей итальянской академии Брера. Именно в это время зрители впервые увидели полные трагизма его небольшие рельефы "Христос - человек среди людей". В них рассказ о том, как страдал Христос, ведется от имени современного человека. В то время, когда над Европой сгущались тучи, когда Италию втягивали в страшную войну, эти работы Манцу воспринимались как обвинение фашизму. Манцу, как и Гуттузо, был связан с антифашистским объединением "Корренте".

Сюжет рельефов прост. Композиция лаконична. Сведенное судорогой тело распятого человека, а рядом застывшие, оцепеневшие свидетели казни. Изображение почти плоское, главными здесь становятся графические элементы образной пластической структуры. Особый эмоциональный эффект достигается благодаря свету и теням, которые прочерчивают форму предметов, делают более выразительными жесты и позы. И хотя фигуры, казалось бы, статичны, в них чувствуются скрытое напряжение и динамика. Именно в этих рельефах Манцу впервые использовал прием, который стал очень популярен во второй половине XX века. Первым планом стал сам фон (раньше события чаще развивались перед фоном).

В 1947 году Джакомо Манцу начал работу над большим заказом - рельефами "Врат смерти" для собора Св. Петра в Риме. Задача была довольно сложной, так как выполненные им рельефы должны были органично сочетаться с рельефами XV века на соседних дверях и с уже существующими интерьерами. Непосредственно к работе Манцу приступил только в 1960 году. В 1963 году работа была окончена. Всего на дверях десять клейм, выполненных в технике низкого рельефа с очень сложной градацией планов. Действие развивается не в глубь пространства, а как бы вовне, и зритель помимо воли включается в действие.

Два самых больших клейма - "Успение Марии" и "Снятие с креста". А внизу в равновеликих клеймах изображены сцены смертей - "Смерть Авеля", "Смерть Иосифа", "Насильственная смерть", "Смерть св. Стефана", "Смерть папы Григория VII", "Смерть в воздухе", "Смерть на земле". Уже в самом конце работы Манцу, потрясенный смертью папы, которого знал лично, ввел новый сюжет - "Смерть папы Иоанна XXIII".

Тела угасают, но дух торжествует. Именно эта мысль, пластически воплощенная Манцу, придает "Вратам смерти" возвышенное спокойствие. Торжественное открытие "Врат смерти" состоялось в 1964 году.

Переосмысление в разных вариантах одних и тех же образов характерно и для работы Манцу в области круглой скульптуры. Так, первые наброски и рисунки "Сидящего кардинала" Манцу сделал еще в 1934 году, в 1947 году зрители увидели первые скульптуры, и только в 50-е - классические варианты трактовки образа, которые теперь находятся во многих музеях мира.

Сама фигура кардинала массивная и неподвижная, что подчеркивает напряженность внутренней, духовной жизни. То, что лицо кардинала вылеплено неровно, нечетко, дает необыкновенный эффект. Когда меняется точка зрения - меняется и выражение его лица.

Скрытое движение есть и в серии скульптур так называемых "балерин" или "танцовщиц", над которыми Манцу начал работать еще в 1941 году. Открытие точного прочтения этой темы пришло к Манцу только в 1954 году в Зальцбурге, где он познакомился с молодой балериной Инге Шабель.

В 50-е годы появились и его знаменитые "Девушка на коньках", "Натурщицы". Особой одухотворенностью отличаются созданный в 1946 году портрет синьоры Лампуньяни ("Большой портрет дамы") и портреты Инге Шабель. Самое удивительное, что чем больше отходил Манцу от натуры, удлиняя линии, идеализируя черты лица, тем больше его скульптуры делались похожими на оригинал.

Начиная с 1954 года Манцу преподавал в Летней международной академии в Зальцбурге, а в 1958 году переехал в Рим.

В 60-е годы его художественный язык изменился. Всех удивила очень экзальтированная, нарушающая законы архитектоники скульптурная группа "Любовники". Затем начали появляться скульптуры, в которых изображались разные предметы действительности - "Игра", "Стул с омаром", "Дети и повозка". Много пространственно-декоративных композиций создал Манцу и в семидесятые. Одна из самых известных - "После танца".

Манцу очень остро ощущал жизнь человеческого тела, умел моделировать поверхность так, что образ обретал свойство реального. Даже показывая полные трагизма сцены, Манцу утверждал победу добра и света.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?