Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Филипп Малявин

Филипп Малявин
Филипп Малявин

Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)-русский живописец. В 1905 году, в самый разгар первой русской революции, тридцатишестилетний Филипп Малявин начал писать одну из своих лучших картин "Вихрь", ставшую настоящим "гвоздем" выставки "Мир искусства". В образах разгоряченных, упоенно пляшущих русских женщин, которых даже сильный ветер не пугает, а только раззадоривает да веселит, как бы сконцентрирован сам динамичный бунтарский дух неспокойного времени. Один из критиков, Сергей Глаголь, считал, что "Вихрь" производит впечатление "красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок".

Однако была своя тайна и в самих красках, рецепт которых подсказал Малявину Игорь Грабарь. Художник, правда, добавил в связующее вещество слишком много терпентина, и краски практически не затвердевали. Те, кто приходил в Третьяковскую галерею летом, говорили, что порой кажется, что красочная масса вот-вот придет в движение. Открытая цветовая эмоциональность, вихрем завораживающие яркие красочные пятна вокруг почти скульптурно моделированных лиц - это не просто художественный прием, это сам дух народной стихии.

Филипп Андреевич Малявин родился 10 октября 1869 года в селе Казанки Логачевской волости Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьян. Отец его подрабатывал валянием валенок, а дед вырезал кресты и буквы церковно-славянского алфавита. Еще в детстве Филипп много рисовал и лепил из глины птиц, животных, которых потом раздавал своим друзьям. Односельчане начали советовать отцу, чтобы тот отдал своего сына учиться. На что тот отвечал: "Из крестьян, да еще почти из нищих, ученых не бывает".

Читать и писать Филиппа научил фельдфебель. Филипп увлекся срисовыванием святых с иконок. И, узнав, откуда привозят самые замечательные изображения, захотел поехать учиться рисовать на гору Афон, где располагались монастыри и скиты монахов-аскетов. В 16 лет ему удалось осуществить свою мечту. Его взял с собой монах, который приезжал в деревню проведать родственников. Малявин очень скоро усвоил все приемы иконописания, но, копируя образы, всегда стремился переделывать их на свой лад. Скульптор В. Беклемишев, приехав в Афон, был поражен работами Малявина и предложил ему ехать вместе с ним в Петербург. В 1892 году Малявин поступил в Академию художеств, где показал необыкновенное трудолюбие и талант. Ему посчастливилось учиться в самой многолюдной в то время мастерской - у И. Репина. Написанные в 1894-1895 годах картины "Крестьянка, закрывающая свиткой рот", "Крестьянская девушка с чулком" и "За книгой" (две последние экспонировались на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств) приобрел для своей коллекции П. Третьяков. Вместе с Малявиным поступала в Академию, а затем училась известная русская художница А. Остроумова-Лебедева, портрет которой он написал в 1896 году. В этом же году Малявин еще раз посетил Афон, а возвратившись, вскоре стал одним из самых модных художников-портретистов. Малявин как-то сказал Остроумовой-Лебедевой: "Не надо обращать внимания на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде".

Малявин стремился воплотить не только радость и веселье. В таких его написанных в 1898-1899 годы работах, как "Старуха", "Крестьянская девушка", "Портрет отца", есть внутренняя сосредоточенность, колористическая и композиционная сдержанность. Малявин умел использовать и гармонизировать бесконечное количество оттенков не только красного, но и белого цвета.

Уже первые картины Малявина, особенно написанная к окончанию Академии конкурсная картина "Смех", произвели впечатление на французов, которые присудили ему на Всемирной выставке в Париже золотую медаль. Став довольно богатым и известным не только в России, но и за рубежом, Малявин женился на вольнослушательнице Академии художеств Н. Новак-Савич и поехал жить в свою недавно купленную усадьбу под Рязанью.

В начале 1900-х годов появились портреты, в которых Малявин очень точно схватил характеры несколько фатоватого С. Дягилева, сосредоточенного М. Нестерова, часто задумчивого И. Репина.

Продолжал работать Малявин и над народными образами, как пишут искусствоведы, "крестьянской темой". Три очень разных народных характера ясно вырисовываются в написанных в 1902 году "Трех бабах". Именно после демонстрации этого полотна Малявина даже стали называть "Максимом Горьким живописи". В 1900-1906 годах появились насыщенные алым, светящиеся, переливающиеся всеми оттенками красного, алого цветов "Девка", "Крестьянка в красном платье", "Вихрь", а чуть позже, в 1910-1916,- "Две девки", "Баба" и др.

Малявинские женщины очень живые, естественные, скорее своенравные, чем покорные. Они не совсем такие, какими традиционно виделись русские крестьянки писателям и художникам.

В 1910 году появилась картина Малявина "Портрет автора с семьей", где художник изобразил себя вместе со своей грациозной, утонченной женой и еще совсем юной дочкой. Он работал над картиной долгих три года. Союз художников устроил по поводу ее появления специальный вернисаж, но критика приняла картину более чем холодно. Теперь картина находится в частной коллекции в Ницце. Неудача была очень болезненно пережита художником, и он до конца 1916 года практически не показывал на выставках своих больших картин. Только рисунки и эскизы.

В 1918 году Малявин переехал с семьей в Рязань, активно включился в культурно-просветительскую работу. Сохранилось немало уникальных, точных, выразительных, иногда даже изысканных рисунков Малявина, сделанных в этот период, и, конечно, на некоторых из них - яркие типы русских крестьянок.

Один из современников вспоминал о том, как Малявин работал: "Под рукой у него было всегда очень много карандашей - мягких, бархатных, сухих, цветных. Они менялись в его руках, как кисти. Начинал Филипп Андреевич рисунок обыкновенно с глаз, потом нос, рот. Я видел, как в нем все загоралось, как напрягалось внимание, глаза глядели, как у хищника, и враз он с безупречной точностью обводил овал лица".

В 1920 году Малявин нарисовал несколько портретов Ленина. А в 1922-м вместе с семьей переехал в Париж. Но и там жил воспоминаниями о России, писал "Свадьбу", "Танцы", "Песню", позже - стремительно несущуюся "Тройку". "Вне родины - нет искусства", - с горечью признался Малявин одному из своих друзей.

Здоровье его ухудшилось, и ему пришлось переменить климат, переехать с семьей в Ниццу. С 1933 года Малявина приглашали с выставкой работ в разные страны Европы. И он ездил со своими картинами в Югославию, Чехословакию, Англию, Швецию.

Когда немцы в 1940 году начали наступать на Бельгию, Малявин как раз был в Брюсселе, писал портрет какого-то известного, высокопоставленного человека. Говорить он умел только по-русски, и немцы приняли его за шпиона, схватили. Отпустили Малявина благодаря счастливой случайности. Отрядом командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве. Он убедил всех, что Малявин их не обманывает, что он действительно художник, а не шпион. Малявину пришлось идти пешком через Бельгию во Францию - до Ниццы. Он вернулся измученный, истощенный, еще и желтый - у него разлилась желчь. Из больницы он уже не вернулся. 23 декабря 1940 года его не стало. А дочери, чтобы хоть как-то покрыть расходы на похороны, пришлось продать около полусотни его работ.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?