Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Франс Мазерель

Франс Мазерель. Иллюстрация к роману Р.Роллана Жан Кристоф
Иллюстрация к роману Р.Роллана "Жан Кристоф"
 

Франс Мазерель (1889-1972) - бельгийский график и живописец. Говорят, что прототипом главного героя в одной из самых известных графических серий Франса Мазереля "Мой часослов", которую он сделал в 1919 году, является сам автор. Стефан Цвейг так описывал Мазереля: "Рослый, мужественно красивый, с неторопливой, но легкой походкой, с темными глазами и ясным взглядом, полный энергии и необычайно кроткий, всегда готовый прийти на помощь, веселый в будничном труде, искренний, свободный, послушный одному лишь внутреннему голосу и вместе с тем воспринимающий все звуки мира..." Серия "Мой часослов", состоящая из 167 гравюр на дереве, это история жизни одного человека, это философская, поэтическая метафора бытия, роман в картинках, как и многие другие графические серии Мазереля, художника, который умел сочетать старинную технику гравюры на дереве с ос-

тро современными ритмами и темами. Сюжеты его графических серий развиваются и сменяют друг друга подобно кинематографическим кадрам. Его образы очень экспрессивны, порой фантасмагоричны. Резкий контраст черного и белого, угловатый, несколько геометризированный рисунок придают этим работам особый динамизм.

На одном из первых кадров "Моего часослова" - остановившийся на мостовой растерянный, такой крохотный рядом с шагающими людьми малыш. Он только вступает в жизнь, но в его глазах - растерянность и даже страх...

Родился Франс Мазерель 30 июля 1889 года в Бельгии, в рыбацком поселке Бланкенберге. Его родители были родом из старого фламандского города Гента, где и прошло его детство. Мать очень хорошо играла на фортепьяно... Все в семье очень ценили людей образованных и талантливых. И хотя Франс рос в богатой буржуазной среде, у него воспитывали уважение к народным традициям. Он окончил в Генте гимназию, а в 1907 году там же поступил в Академию изящных искусств. Под руководством Жюля де Брейкера он начал заниматься гравюрой. В 1909 году Мазерель поехал в Германию, потом в Лондон, Тунис, а в 1911 году поселился в Париже. Он находился в курсе, но как бы в стороне от художественной жизни, его не увлекли ни фовисты, ни кубисты. Он ходил в Лувр, много рисовал, думал. Когда началась Первая мировай война, Мазерель был в Бретани, откуда вернулся в Гент, который уже находился под угрозой захвата немецкими войсками. Художник вынужден был переехать сначала во Францию, а потом в Женеву, где выступил против войны. В 1917 году Мазерель начал сотрудничать с ежедневной пацифистской газетой "Ла Фей". В 1917-1920 годах он сделал более 1000 рисунков на политические темы. Художник вступил в полемику с шовинистами, использовал цитаты из выступлений лжепатриотов. Рисунки же служили как бы гротесковым комментарием к этим цитатам.

"Современной пластикой" назвал Мазерель рисунок, на котором показано, как человека разрывают взрывом. Европа содрогалась от ужасов войны.

Основными выразительными средствами художника стали черный контур, пятно и белая бумага. Позже они стали главными и в его гравюрах на дереве - ксилографиях. В 1917 году Мазерель сделал серии гравюр "Мертвые, встаньте!" (10 листов) и "Мертвые говорят" (7 листов). По драматическому, порой даже трагическому звучанию эти графические листы близки немецкому экспрессионизму.

Бельгийский художник впервые ввел в графическую серию одного, общего для всех листов героя, с которым связан весь сюжет повествования. В 1918 году такой герой появился в серии из 25 гравюр, которая называлась "Крестный путь человека".

Герой Мазереля - живой человек, он активен, он настоящий борец. В серии нет присущей немецким экспрессионистам мистики. Все реально, узнаваемо. Мазерель показывает даже предысторию рождения ребенка, то, как хозяева выставили на улицу его беременную мать. Герой растет в нищете, начинает воровать, попадает в тюрьму, а потом включается в забастовочную борьбу, встречает свою любовь. Мазерель дружил с Роменом Ролланом, Анри Барбюсом, Стефаном Цвейгом, Томасом Манном. А в своем творчестве продолжал линию, начатую в 1884 году брюссельской "Группой двадцати" и Константином Менье. Его главным героем стал человек-труженик.

В серии "Мой часослов" художник изобразил не только жизнь самого героя, но и жизнь большого города.

В 1919 году Мазерель вместе с прогрессивными писателями и художниками - Максимом Горьким, Анри Барбюсом, Жоржем Дюамелем, Кете Кольвиц присоединился к "Декларации независимого духа", которую опубликовал Ромен Роллан. Она призывала всю интеллигенцию к объединению и провозглашала принципы общечеловеческого гуманизма.

Серии гравюр Мазереля "Солнце" (1919) и "Идея" (1920) несут аллегорический смысл. Героем первой серии стал человек, пытающийся поймать солнце, воплощающее идею несбыточной мечты. Во второй серии автор сделал героиней аллегорический образ обнаженной девушки, которая, путешествуя по миру, своей чистотой и непосредственностью вызывает ненависть всех недалеких людей.

В этот же период Мазерель проиллюстрировал произведения Ромена Роллана, Эмиля Верхарна, Стефана Цвейга, Анри Барбюса, Льва Толстого. Очень самобытны и 150 созданных им иллюстраций к "Тилю Уленшпигелю" Шарля де Костера.

В выполненной в 1925 году серии гравюр "Город" Мазерель передал скучное однообразие современных мегаполисов с помощью унифицированных, словно бы "штампованных" форм. При этом он внимательно присматривался и к тем, кто живет в городе.

Очень поэтичны акварели Мазереля "Конец сеанса кино", "Лестницы Монмартра", "Площадь Пигаль", "Несущие плакаты" и другие, в которых воплощена прелесть разных уголков Парижа.

В 1927-1933 годах Мазерель увлекся работой маслом и создал много картин из быта рыбаков, которых он мог наблюдать, проводя каждое лето в деревне Экьен, среди дюн Па-де-Кале.

Рисунок Мазереля, как правило, несколько обобщен, а цветовые сочетания довольно изысканны.

Написанная в 1927 году картина "Портовый кабачок "У зеленой женщины" - это сцена из жизни рыбаков Булонского порта. Мазерель любил изображать их в минуты отдыха или раздумья.

Обращался Мазерель и к традиционной бельгийской культуре. Его произведения экспонировались во Франции, Бельгии, Германии и других странах. В СССР еще до войны не только проводились его выставки, но и издавались теоретические работы.

В 1939 году Мазерель создал свою знаменитую серию "От черного к белому", в которой показал социальные контрасты не через судьбу отдельного человека, а через сцены митингов, манифестаций и т. д. Когда над Европой нависла опасность новой войны, Мазерелю пришлось оставить новые замыслы, связанные с театрально-декорационной работой, и опять заняться рисованием. Он покинул Париж и поехал на юг Франции. Гневное обличение фашизма и войны в его сериях "Апокалипсис нашего времени" и "Пляска смерти". Как и в "Бедствиях войны" Гойи, здесь образы вырастают из самой действительности. Беспощадным приговором фашизму звучат его серии рисунков "Судьбы" (1939-1942) и "Помни" (1944-1945).

После войны, когда Мазерель вернулся в Париж, он создал жизнеутверждающую серию гравюр "Юность". Полны жизненной силы и написанная в 1945 году маслом "Женщина со снопом" и гравюра 1952 года "Сборщица винограда".

В 1950-1969 годах произведения Мазереля по-прежнему имели яркую социальную окраску. Особенно это видно в сериях гравюр "Анонимное общество" (1954), "Все мы братья" (1955), "Цивилизация" (1956).

Умер Мазерель 4 января 1972 года в Авиньоне, на юге Франции.

Особенно яркие, выразительные образы современников Мазерель создал в циклах гравюр "Поэты", "Дороги людей", "Витрины".

Ангажированное искусство? Конечно. Но при этом - искусство искреннее и свободное.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?