Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Рене Магритт

Рене Магритт. Уборы грозы
Уборы грозы
 
Рене Магритт. Угрожающая погода
Угрожающая погода
 
Рене Магритт. В стране ночи
В стране ночи
 

Магритт Рене Франсуа Гислен (1898-1967) - бельгийский художник. В письме к одной из своих близких знакомых Магритт писал о том, как ему в голову пришла такая, мягко говоря, оригинальная идея - представить прогулку великого немецкого философа Гегеля в образах стакана и зонтика. По его словам, сначала он начал рисовать стакан за стаканом, пытаясь добиться того, чтобы стакан был гениален. В конце концов он сам себе задал вопрос: "Что такое гениальность?" И сам ответил: "Стакан, стоящий на зонтике". Все гениальное просто. Так в 1958 году появилось знаменитое полотно "Прогулка Гегеля". Еще одну "Прогулку Гегеля" художник насписал в следующем, 1959 году - это рюмка, тоже на зонтике.

Магритт умел и любил вкладывать в свои произведения философский смысл. В 30-е годы появились его картины с глубоким подтекстом - "Мост Гераклита", "Философская лампа", "Похвала диалектике", "Империя размышления". В 40-е - "Принцип неопределенности", "Ум" и др. В начале 50-х Магритт попытался объяснить свой подход к воплощению философской образности: "Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается".

Мир его образов - это мир фантазий, иногда довольно сложных для конкретного понимания. Его картины - это своеобразные философские формулы, динамику образной сути которых задают взаимодействующие друг с другом предметы - неожиданно совмещенные, но несовместимые в обычной жизни.

Родился Рене Франсуа Гислен Магритт 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лесинь в семье коммерсанта. Позже у Рене появилось еще два младших брата - Раймон и Поль. Когда Рене было всего четырнадцать лет, его мать утопилась ночью в реке Самбре. Самое удивительное, что позже Рене убеждал своих друзей, что единственное чувство, о котором он вспоминал (или думал, что вспоминал) в связи с этим событием,- гордость при мысли, что оказался достойным сочувствия центром разыгравшейся трагедии.

Семья Магриттов переезжала с места на место. Лесинь, Жилли, Шатл, наконец, Шарлеруа, где в 1913 году на ярмарке Рене встретил тринадцатилетнюю Жоржетт Берже. Для них это была любовь с первого взгляда. Однако пока что они не могли быть вместе. Рене, как и все его друзья, увлекался подвигами Пинкертона и Картера, по несколько раз ходил в кинотеатр на фильмы о Фантомасе, а в 1915 году написал первую свою картину. В Академии изящных искусств, куда Магритт поступил в 1916 году, его учили Жисбер Комбаз, Констант Монта. В Академии он подружился с Виктором Сервранксом. Через три года Магритт сблизился с Пьером Буржуа и Пьером Луи Флуке, который чуть позже начал издавать "Журнал поэтов". Именно Пьер Луи Флуке познакомил Магритта с футуризмом и увлек образным экспериментаторством.

В 1920 году Магритт совсем случайно снова встретился со своей первой любовью - Жоржетт Берже, которая стала его близкой подругой, а чуть позже, в 1922 году, и женой.

Женившись, Магритт устроился на работу на обойную фабрику Петера Лакруа. Большое значение в судьбе Магритта сыграла дружба с Марселем Леконтом, который открыл для него творчество известного итальянского художника-экспериментатора, теоретика, одного из основоположников метафизической живописи Де Кирико, который, следуя тенденциям неоклассицизма, отрывал, абстрагировал предметы от привычной, естественной для них среды и помещал их на фоне необычных фантастических горных ландшафтов. Вместе с Сервранксом Магритт написал так и не опубликованную до последнего времени работу "Чистое искусство. Защита эстетики". В начале 20-х годов появились абстрактные картины Магритта, которые как бы иллюстрировали его теоретические выводы. В это же время, как и чуть раньше, Магритт не раз обращался к необычным, порой даже изысканным женским образам (картины "Женщина", "Голубое кино", "Платье приключения" и др.).

В 1925 году Магритт не только рисовал, но и сотрудничал во многих журналах. Именно к этому времени искусствоведы относят появление "первого настоящего Магритта" - картину "Заблудившийся жокей". После того как в 1927 году состоялась первая выставка Магритта в галее "Кентавр" в Брюсселе, он переехал во Францию, в Перро-сюр-Марн под Парижем, где начал посещать собрания сюрреалистов.

В конце 20-х - начале 30-х появились такие известные работы Магритта, как "Фальшивое зеркало", "Влюбленные", "Красная модель". Все они с успехом экспонировались на выставках сюрреалистов и каждая имеет свой философский подтекст, разгадать который можно, только понимая и принимая не совсем обычный образный язык Магритта. В 1930 году Магритт возвратился в Брюссель, где прожил до конца жизни.

Во второй половине 30-х годов Магритт начал сотрудничать под псевдонимом Флоран Берже (имя тестя) в коммунистической газете "Гласнарода". Его выставки прошли и были горячо приняты в Нью-Йорке и Лондоне. В 40-е годы были написаны две чудные ню - "Духовный мир" и "Запретный мир".

Когда в 1940 году началась немецкая оккупация, Магритт провел три месяца в изгнании в Каркассоне у Жое Бускье. Возвратившись в Брюссель, он продолжал работать в полюбившейся ему в это время импрессионистической манере. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом "plein soleil" (яркого солнца).

В 1943 году Марсель Марийен написал и издал первую книгу о творчестве Магритта. После Второй мировой войны Магритт начал публиковать статьи в разных газетах, в частности в газете "Красное знамя". В 1946 году он вступил в спор с духовным отцом сюрреализма Андре Бретоном и издал манифест "Сюрреализм в свете дня", который был направлен против парижских сюрреалистов и их "любви к искусству". Магритт утверждал: "Искусство изображения - это искусство мышления, призванное подчеркнуть важность человеческой способности видеть... Искусство изображения имеет целью с помощью чисто визуального восприятия внешнего мира и с помощью одного лишь зрения усовершенствовать зримое".

В 1948 году для Магритта начался "период карикатур", или, как говорили критики, "коровий период". Когда двадцать созданных им в это время полотен и гуашей были выставлены в парижской галерее Фобур, их приняли довольно холодно. В 50-е годы Магритт выполнил несколько оригинальных монументальных росписей - "Заколдованное королевство" в казино в Кнокк-Ле Зути, "Невежественная фея" - во Дворце изящных искусств в Брюсселе и др. Выставки его работ проходили в Лондоне, Риме, Париже, Нью-Йорке.

В 1967 году в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнинге-на состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. 15 августа 1967 года Магритт скончался.

Заключенные в его работах философские загадки мы разгадываем до сих пор.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?