Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Аристарх Лентулов

Аристарх Лентулов. Автопортрет
Автопортрет
 
Аристарх Лентулов. Мир. Торжество. Освобождение.
Мир. Торжество. Освобождение.
 

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943) - русский живописец. Известный художественный критик начала века Александр Бенуа, анализируя в 1912 году творчество молодых художников, пророчески заявил: "Нынешние страшилы со временем станут классиками". Эти слова с полным правом можно отнести к творчеству художников, составлявших ядро общества "Бубновый валет", одним из организаторов которого был и Аристарх Лентулов. Его считали самым смелым и отчаянным экспериментатором. В некоторых его произведениях исследователи находят черты сразу нескольких художественных течений. Например, созданное в 1915 году панно "Звон (Колокольня "Иван Великий")" современники воспринимали как образное полифоничное воплощение многоголосных пасхальных перезвонов. Розоватые полукружия растекаются по полотну, как звуковые волны, и вместе с дробящимися архитектурными формами задают ту самую динамику сдвигов, которой в то время добивались кубофутуристы. Но в этой же работе можно найти и цветовую экспрессию, и цветозвуковую гармонию орфизма. Условность формы - и совершенно реальное ощущение времени - ощущение той эпохи великих катаклизмов, когда многих художников, поэтов, музыкантов начинало "лихорадить" в преддверии перемен, предвосхищенных их творчеством. Для этого надо было жить не столько разумом, сколько чувством.

Аристарх Васильевич Лентулов родился 14 марта 1882 года недалеко от Пензы, в селе Воронье. Его отец, сельский священник, погиб, когда Аристарху было всего два года. Мать осталась вдовой с четырьмя детьми на руках. Как сына священника, Аристарха приняли в духовное училище, потом в семинарию. Однако шестнадцатилетний юноша вместо того, чтобы идти по стопам отца, решил поступить в Пензенское художественное училище, а через два года поехал учиться в Киевское художественное училище. Осенью, зимой и весной Лентулову, чтобы заработать на жизнь, кроме учебы, приходилось давать уроки, выполнять разные "халтуры". Зато летом он писал очень много, привозил с каникул иногда более 100 работ. Причем, увлеченный творчеством Врубеля и Малявина, он ставил перед собой и решал очень сложные художественные задачи. Позже Аристарх Лентулов вспоминал: "Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения. В этом отношении я производил исключительно интересные опыты. В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету". Аристарх Лентулов был дерзок не только в живописи, но и в поведении и в конце концов вынужден был вернуться в Пензу. В 1906 году он попробовал поступать в Петербургскую академию художеств. Но не выдержал экзамены из-за все той же своей дерзости. Когда преподаватель поинтересовался у него, где он видит на носу модели зеленый цвет, Лентулов ответил: "А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль".

Однако его тут же пригласил учиться помощник И. Репина Д. Кордовский. Академическая система мало повлияла на Лентулова. В 1907 году он сблизился с "отцом русского футуризма" Давидом Бурлюком и его братом Владимиром, которые очень ценили художника и любовно называли его "Рисочкой". Лентулов изучал классиков в Эрмитаже и одновременно участвовал в самых разных эпатажных акциях и выставках, познакомился с творчеством близких к "примитивизму" М. Ларионова и Н. Гончаровой, декоративно-узорчатой живописной системой "Голубой розы". В 1908 году появилась его большая картина "Портрет четырех", где есть и обобщенность декоративной живописной формы, и в то же время - крупная разреженная "пуантель". Среди изображенных на этой картине сестер Рукиных есть и Мария, которая в том же году стала женой Аристарха.

В это время Лентулов писал много пейзажей, в том числе и городских. Постепенно в его произведениях выделилась своеобразная цветовая доминанта - цвет "крап-роза", который часто контрастирует с зеленой краской "поль-веронез". А тема купальщиц на фоне пейзажа, которая была популярна со времен Сезанна, стала для Лентулова своеобразным гимном залитой солнцем природе, формулой гедонизма.

Лентулова не назовешь прирожденным портретистом, но у него, несомненно, есть свое неповторимое видение каждого человека.

Сам он как-то сказал: "Я не признаю портретов, не считаю их произведением искусства, если они выполняют функции фотографии, где художник является лишь добросовестным передатчиком всех особенностей изображаемого им объекта... Я считаю портрет произведением искусства только в том случае, если художник передал свое переживание от данного объекта, свое впечатление, если хотите, даже свое настроение". Именно настроением, воплощенным и в декоративном построении, и в своеобразном освещении, цвете, особенно интересны многочисленные портреты жены художника, а также написанные в 1905-1909 годах портреты Л. Це-ге, Н. Соловьева, К. Рукиной. В 1908-1909 годах художник создал "Автопортрет в красном", который считал своей этапной вещью. В 1908 году Лентулов увлекся кубизмом и даже чуть позже "поехал за ним в Париж", где можно было увидеть произведения Пикассо и Брака.

Красочные картины Лентулова становились все более экспрессивными, он познакомился с Машковым, Фальком, Куприным, Рождественским, позже - Кончаловским, которые стали ядром "Бубнового валета". Экспрессия выражалась в картинах Лентулова не только в грубоватом рисунке, но и в контрастирующих сырых и открытых красках. Кстати, в 1912 году "Бубновый валет" пригласил участвовать в своей выставке представителей дрезденской группы экспрессионистов "Мост". В 1910 году, когда была организована первая выставка "Бубнового валета", Лентулов уже перебрался из Петербурга в Москву. До этого он участвовал в выставках "Венок-Стефанос", "Голубая роза", "Золотое руно". Название "Бубновый валет" родилось случайно, и Лентулов всегда настаивал на том, что не Ларионов, а именно он его изобрел.

Художники, которые участвовали в выставках "Бубнового валета", культивировали вещность, предметность. Писал натюрморты и Аристарх Лентулов, пробуя показать особые взаимоотношения цвета и формы, сгармонизировать острые сочетания цвета.

В 1910 году Лентулов поехал в Париж и поступил в "Академию живописи Ла Палетт", где преподавали приверженцы доктрины кубизма Ле-Фоконье, Метценже, Сегонзак. Разложение предметов путем пространственных сдвигов осталось для Лентулова, как и для большинства русских художников, лишь чисто формальным элементом пластической выразительности. Лентулов как бы "прививал" кубизму полную неповторимой красочной музыкальности декоративно-цветовую систему.

После возвращения из Парижа Лентулов увлекся футуристической идеей "совместноцветности", когда все элементы картины должны были восприниматься не один за одним, а одновременно. Именно в этой системе были написаны его полотна "Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года", "Сюжет из балета" и др.

Постепенно в творчестве Лентулова самые разные образные начала как бы синтезировались. Пейзажи своим ритмическим строем стали напоминать архитектуру, а архитектура как бы вычленилась из природы.

Используя в своих работах наклейки из серебряной и золотой бумаги, бахрому, Лентулов декларировал, что изобрел новый стиль - "орнеизм".

В 1916 году "Бубновый валет" распался, уступив место новым художественным течениям.

После Октябрьской революции Лентулов активно включился в исполнение государственных заказов, оформлял площади, зрительный зал Большого театра и т. д. Он работал в коллегии Наркомпроса, преподавал во Вхутемасе, а в 30-е годы стал профессором Московского художественного института. Его считали модным художником и приглашали оформлять многие спектакли. Лентулов не шел вслед за художниками-конструктивистами, а воплощал в сценических декорациях свою буйную живописную фантазию. Большим творческим успехом считали современники оформленный А.Лентуловым "пропитанный восточно-кавказской поэзией цвета" спектакль-оперу "Демон" А. Рубинштейна, который ставил приверженец "театрализации" сценического действия А. Таиров, а также спектакль "Испанский священник" по пьесе Дж. Флетчера (его поставил С. Бирман), где с помощью одного живописного и нескольких вполне реальных натюрмортов воскрешался "бодрый и смелый, дерзкий и свободолюбивый дух Возрождения".

Театрализация, игровое начало ярко проявляются и в пейзажах, портретах Лентулова, например, в написанном в 1919 году "Автопортрете со скрипкой". Постепенно Лентулов все больше увлекается реальным воплощением предметов, людей, природы. Он признавался друзьям, что ему хочется "писать не по поводу складок одежды, носа, уха и пр., а по существу самые складки, нос, ухо, голову, деревья - вещи со всей их реальной сущностью...".

Трепетны, поэтичны волжские и московские пейзажи, которые Лентулов создавал в конце 20-х годов, монументальна

его композиция "Степан Разин". Художник любил писать виды моря и индустриальные пейзажи, портреты.

В 1941 году Аристарх Лентулов вынужден был эвакуироваться в Ульяновск. А осенью 1942 года вернулся назад в Москву, где 15 апреля 1943 года умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Режиссер А. Таиров, с которым много и плодотворно работал и дружил А. Лентулов, писал о нем: "Он работал, как жил, и жил, как работал... Я помню Аристарха молодым, красивым,- красивым он был до конца,- буйным, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, он оставался всю жизнь. Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?