Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Борис Кустодиев

Борис Кустодиев
Борис Кустодиев

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) - русский живописец, график и театральный художник. Когда смотришь на светящееся, здоровое, сильное тело женщины с длинными распущенными волосами, которая будто озаряет полумрак русской бани, не верится, что писал ее в 1924-1925 годах тяжело больной художник. Не было возможности найти подходящее полотно, и сын натянул обратной стороной на подрамник старую картину "Терем". А чтобы достовернее передать, как отражается свет в мыльной пене, Борис Кустодиев несколько часов сбивал ее в тазу одной рукой. Другой в это время он продолжал писать.

Его "Русская Венера" стала символом истинной русской женской красоты. Именно такие образы волновали воображение Кустодиева всю жизнь. Еще когда художник только собирался жениться на своей будущей жене Юлии, увидав, что она стала "барышней с весом", он очень обрадовался и сказал: "Ведь бледный цвет лица, тонкий стан, как стрела, или что-то в этом роде отошли вместе с романтизмом в область преданий, и загар стал с ними конкурировать".

Кустодиев писал целые серии картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал портреты-картины, вписывая, гармонизируя своих героев с окружающим пейзажем или интерьером. Он то идеализировал многоцветный, яркий узорчатый мир русских ярмарок, то мягко-иронизировал над своими "красавицами" и купчихами. При этом глубоко понимал и любил все истинно русское.

Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля 1878 года в Астрахани, в семье преподавателя теории словесности, истории литературы и логики. Отец умер, когда его дочерям было всего шесть и восемь лет, а Борису - полтора года. Мать после смерти отца подрабатывала то игрой на рояле, то вышиванием.

Обстановка в доме, несмотря на бедность, была очень уютной. В 1887 году Борис поступил учиться в духовное училище, а после его окончания - в духовную семинарию. Дядюшка Бориса, увидев, как тот стремится научиться рисовать, стал оплачивать уроки живописи, которые давал ему в Астрахани ученик легендарного Чистякова Павел Власов.

В 1896-1903 годах Кустодиев учился в Петербургской академии художеств у И. Репина.

В 1901 году он познакомился со своей будущей женой Юлией, которая вместе со своими родными и сестрой жила в усадьбе Высоково, неподалеку от деревни, куда он поехал на каникулы со своими товарищами. Юлия в то время тоже приехала из Петербурга, где служила машинисткой, и стала изучать живопись в школе Общества поощрения художеств. Сохранились письма, которые влюбленный Борис писал своей будущей жене. В одном из них он признавался: "Боюсь потерять Вас - ведь я ничем решительно не заслуживал Вашего расположения, Вы меня так мало знаете и не видите моих недостатков, из которых я весь состою... Я верю в Вас больше, чем в себя... Один с собой я не могу долго быть - я себя ненавижу. Столько порочного, столько годами вкоренившегося, скверного, все это поднимается во мне, когда я один".

Кустодиев написал в это время портрет Юлии на террасе, портрет Билибина, Варфоломеева (два последних отмечены медалью и призом на зарубежных выставках). Окончив академию с золотой медалью (темой его конкурсной работы стал "Базар в деревне"), Кустодиев получил возможность поехать за границу и по России. Он отправился в Париж не один, а с женой и двухмесячным сыном Кириллом.

В 1904 году Кустодиевы вернулись в Россию и поселились в Костромской губернии, в усадьбе профессора геологии Б. Поленова, а потом начали строить свой домик. Вскоре у Кустодиевых родилась дочь Ирина. Молодые супруги выглядели такими счастливыми, что друзья даже сделали пародию на известную картину Кустодиева "Утро", где Юлия купает в ванне не одного ребенка, а целых двенадцать.

Борис Кустодиев сблизился с Евгением Лансере и Мстиславом Добужинским, начал сотрудничать в революционных сатирических журналах. В 1907 году он стал членом Союза русских художников, а в 1911 - "Мира искусства", подружился с писателем Ремизовым.

Кустодиев писал очень звонкие, радостные картины. Достаточно вспомнить его "Ярмарку" (1906) или "На ярмарке" (1910). Большой успех не только на русских, но и на зарубежных выставках имели его портреты. Например, портрет Матэ был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Венеции.

Однако вскоре Кустодиев очень сильно заболел. Сражаясь с болезнью, он слушал музыку Моцарта, Чайковского, Бетховена, Шопена, много читал. Ему пришлось уехать лечиться за границу, но и там не покидали его яркие воспоминания о родине. Он не хотел "писать дождь", а чаще писал солнце. Одному из своих друзей Борис Кустодиев как-то с горечью сказал: "Мы всегда презираем свое, родное, русское. Нам неловко было сознаваться, что мы русские. Это считалось неприличным. И мы обычно "извиняемся", что мы русские. Правда, много было сделано для того, чтобы загадить слово "русский".

"Мирискусники", которые ориентировались на западное искусство, называли Кустодиева "русофилом". Когда министр искусств Италии в 1910 году попросил Кустодиева, Репина и Серова написать свои автопортреты для флорентийской картинной галереи Уффици, Кустодиев написал себя чисто по-русски - на фоне соборов и стен Лавры.

В 1909 году он сделал портреты своих детей в маскарадных костюмах, а в 1915 - создал "Купчиху" и "Красавицу", которые стали символами ласкающей глаз истинно национальной русской красоты.

Находясь за границей в Лейзене, Кустодиев работал над эскизами декораций и костюмов для пьесы Островского "Горячее сердце" и некоторых других спектаклей.

А вернувшись в Россию, он познакомился с Александром Блоком и даже начал лепить его скульптурный портрет. Они подружились. Дочь Кустодиева вспоминала, что на одном из костюмированных балов Кустодиев оделся дамой 40-х годов, а Блок, не узнав его, начал ухаживать за "дамой", предлагал ей конфеты и даже целовал ручку.

В 1916 году Кустодиев перенес тяжелейшую операцию, но через некоторое время вновь начал писать. Во всех его тяготах с ним вместе была его жена Юлия, которая поддерживала его как могла. В 1919 году появилась кустодиевская "Масленица", а в 1920 году ставший символом новой эпохи "Большевик". Много дала Кустодиеву его дружба с энтузиастом изучения русской истории Александром Анисимовым, который, путешествуя по России, постоянно писал Кустодиеву письма, в которых делился всем увиденным.

После Октябрьской революции Кустодиев создавал не только картины, но и плакаты, лубки, оформлял спектакли, например "Блоху" Е. Замятина во 2-м МХАТе. Очень интересны сделанные им иллюстрации к "Леди Макбет Мценского уезда" Н. Лескова.

В 20-е годы Кустодиев написал портреты Шаляпина, Волошина, Золотаревского.

В последние годы он был прикован к креслу, и только благодаря долгому утреннему массажу его руки могли владеть кистью. Но он не утратил присутствия духа и работал.

Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года, а его жена Юлия скончалась во время ленинградской блокады, так и не дожив до того времени, когда творчество Кустодиева обрело истинную славу.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?