Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Куинджи

Куинджи
Куинджи

Архип Иванович Куинджи (1842-1910) - русский живописец. 1880 год. В зал, где экспонировалась всего одна картина Куинджи, "Ночь на Днепре", тянулась длиннейшая очередь. Многие дамы даже давали швейцару деньги, только бы он провел их к полотну, которое просто ослепляло. Некоторые пробовали заглянуть за раму - нет ли там лампы, освещающей Днепр и создающей иллюзию лунных бликов. Тогда в России еще не знали об импрессионистах, которые так легко и, казалось бы, непринужденно передавали на полотне ощущение воздуха и света.

Архип Куинджи выбирал наиболее выразительные по освещению состояния природы и, используя такие острые композиционные приемы, как, например, высокий горизонт и световые эффекты, создавал свои не просто пейзажи, а пейзажи-размышления, картины, которые обладали необыкновенной магической силой. В 90-е годы XIX века его полотна стали настолько популярны, что среди художников поползли слухи о том, что Архип Куинджи - это всего только ретушер из Мариуполя, который убил настоящего автора полотен.

В молодости Куинджи много бедствовал, а неожиданно разбогатев, стал помогать молодым художникам. Одних возил за границу, другим высылал "инкогнито" деньги.

Главное, чем заразил Куинджи всех своих учеников в Петербургской академии художеств, где преподавал,- это стремление странствовать. Осенью, когда все они собирались за самоваром у учителя, их рассказам не было конца. А коллеги-преподаватели в шутку допытывались у Куинджи:

- Где ты чай покупаешь? Очень уж здорово твои ученики работают.

Архип Иванович Куинджи родился в январе 1842 года (эта дата не бесспорная) в Мариуполе в семье грека-сапожника. В метрике Куинджи был записан под фамилией Еменджи, что по-турецки значит "трудовой человек". В семье говорили по-татарски. Остались сведения о том, что дед Архипа Ивановича был золотых дел мастером (по-турецки это "куюмджи"). Сам Куинджи считал себя русским, а предками своими называл греков Причерноморья, которые сохраняли свою культуру и придерживались православной веры.

В 1845 году умер отец, а потом и мать. Детей воспитывали брат и сестра отца. Архип так и не получил хорошего образования. Те, кто знал его, именно этим объясняют отсутствие переписки с друзьями. В одиннадцать лет мальчик уже устроился на работу учетчиком кирпича на строительстве храма. С самого детства Куинджи много рисовал, и ему посоветовали поехать к Айвазовскому в Феодосию. Там он увидел настоящие картины, встретился с художниками Фесслером и Айвазовскими. А когда вернулся в Мариуполь, устроился ретушером к фотографу и продолжал рисовать. Сохранился написанный в эти годы портрет купца Шаповалова, дочь которого Вера позже стала женой художника.

Есть сведения, что Куинджи был учеником у Айвазовского, чья романтизированная живопись долго оставалась для него главным ориентиром в искусстве. В Петербургскую академию художеств он поступил, когда ему уже было двадцать шесть лет. Здесь он сдружился с Репиным и Васнецовым, вместе они посещали "четверги" в Обществе поощрения художников. В 1869 году Куинджи просил Совет академии присвоить ему степень классного художника без сдачи вспомогательных предметов. Репин довольно резко отзывался о своем младшем товарище: "Он был с большими недочетами в образовании, односторонен, резок и варварски не признавал никаких традиций - что называется, ломил вовсю, и даже оскорблял иногда традиционные святыни художественного культа, считая все это устарелым".

Куинджи много путешествовал, писал строгие северные пейзажи на Валааме и Ладожском озере, а в 1873 году, накопив денег, поехал за границу, побывал в Берлине, Кельне, Мюнхене, Брюсселе, Париже, Лондоне, а возвратясь на родину, решил отправиться на юг, в Мариуполь. В середине 70-х годов появились его картины "Чумацкий тракт", "Степь" и др., которые высоко оценили критики. В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Он еще раз поехал в Париж, его очень привлекало творчество барбизонцев. А к импрессионистам он, как говорят, остался равнодушен.

В этом же году Куинджи обвенчался с дочерью купца гречанкой Верой Кетчерджи-Шаповаловой. Вместе они отправились в свадебное путешествие на Валаам. Была осень, когда они плыли по Ладожскому озеру, поднялась буря, пароход наткнулся на камень, и молодые еле успели спастись на лодке. Краски и все художественные принадлежности утонули.

На V выставке передвижников в 1876 году появилась ошеломившая всех картина Куинджи "Украинская ночь". Критики поражались умением художника усиливать краски натуры, контрастно сопоставлять освещенные и затемненные участки. Появился даже термин "куинджевское пятно". Художники стремились разгадать секрет его цветовых эффектов, а публика встречала каждое новое произведение как особое событие. "Березовая роща", написанная в 1881 году, как и "Лунная ночь на Днепре", экспонировалась в отдельном помещении. Вот как вспоминал о производимом на публику эффекте архитектор К. Быковский: "Вы входите в темную обширную комнату, слабый свет едва проникает при входе, но глубина помещения потонула в ночном мраке. В этой глубине, вдали - за силуэтами голов зрителей - ярко светился, подобно транспаранту, блестящий цветной прямоугольник. На нем сразу выделяются горящие ярким светом стволы берез. Перед вами что-то совсем не похожее на картину. Наталкиваясь в темноте на зрителей, вы продвигаетесь вперед до преграды..."

В 1882 году, когда Куинджи исполнилось сорок лет, он прекратил свою официальную творческую деятельность. Большинство из того, что он создал после этого времени, зрители увидели только после его смерти. Ни одна из созданных в это время работ не датирована.

Удивительны, просто сказочны написанные в 1876-1890 годы зимние этюды Куинджи, например, "Солнечные пятна на инее", "Зима", "Пятна лунного света в лесу" и др. Эти работы не только очень эмоциональны, даже экспрессивны, но и

психологичны, они очень точно отражают не только настроение автора, но и настроение времени, в котором он жил. Декоративные начинания Куинджи, неожиданные в те годы плоскостно-декоративные решения картин, синтез формы и цвета проявлялись тогда с такой определенностью только во французской живописи, у Гогена, Бернара, Дени. Остались написанные Куинджи в 1898-1908 годы разные по настроению виды Эльбруса, пейзажи родной природы.

В 1892-1897 годах Архип Куинджи преподавал в Петербургской академии художеств. Среди его учеников были Богаев-ский, Рылов, Пурвит, Рущиц, Вроблевский, Рерих. В академии его называли "глубокомысленным греком". Со своими седеющими кудрями, вьющейся бородой, он чем-то напоминал доброго Зевса. Дружное товарищество учеников-"куинджистов" многие сравнивали с беттегой - мастерской эпохи Возрождения. Главное в живописи, как считал Куинджи, не тон или рисунок, а ощущение гармонии жизни. Он всегда вставал на защиту справедливости и, когда в Академии в 1897 году возник конфликт между студентами и ректором, поддержал студентов, после чего вынужден был уйти.

В последние годы Куинджи показывал свои работы только близким друзьям - Д. Менделееву с женой, художнику М. Боткину, писательнице Е. Летковой, устраивал своеобразные "магические сеансы". В 1901 году он организовал небольшую выставку для узкого круга зрителей, где экспонировались "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду".

Особое место в творчестве Куинджи занимают пейзажи с закатами, где он не стремился синтезировать свои впечатления, а просто наслаждался богатством красок. В последние годы своей жизни Куинджи утратил душевное равновесие, а в марте 1909 года, вернувшись из крымского поместья, почувствовал себя совсем плохо.

11 мая-1910 года он умер, завещав почти все свое состояние обществу имени А. И. Куинджи для премий молодым художникам.

Самым большим желанием Архипа Куинджи перед смертью было собрать вместе своих учеников, близких ему не только по творческим устремлениям, но, прежде всего, по философскому отношению к осмыслению действительности.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?