Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Константин Коровин

Константин Коровин
Константин Коровин

Коровин Константин (1861-1939) - русский живописец. В 1883 году двадцатидвухлетний Константин Коровин написал полный света, солнца, мерцающий, похожий, скорее, на эскиз "Портрет хористки". Его сегодня считают первым импрессионистическим опытом не только в творчестве Константина Коровина, но и во всей русской живописи. В это время молодой художник еще не побывал в Париже, это было его собственное открытие свежих, как бы растворенных в световоздушной среде красок. Пастозная, сочная живописная фактура, свободный мазок дают возможность со всей полнотой ощутить и темперамент, и творческую манеру мастера. В то время зрители привыкли видеть на выставках другие портреты. Передвижники стремились выявить социальный тип, академисты делали каждую модель идеально прекрасной. А тут простая харьковская хористка, желтая шляпка и голубой корсаж которой так чудесно смотрятся на фоне освещенной солнцем зелени...

Василий Поленов, который был для Коровина не просто учителем, но и духовным наставником, посоветовал своему ученику снять картину с выставки. И тогда Константин Коровин записал на ее обороте слова И. Репина, которые произвели на него самое сильное впечатление: "Это живопись для живописи только. Такое было бы позволительно испанцу, но у русского - к чему это?"

Эти слова стали для него вызовом. Всю свою жизнь Коровин потом отстаивал самоценность живописной выразительности без какого-либо литературного начала.

Константин Алексеевич Коровин родился 23 ноября 1861 года в Москве. Его дед был купцом, отец - типичным интеллигентом-либералом. Мать рисовала акварелью и играла на арфе. Как и его старшего брата Сергея, Константина начали учить рисовать в семье. Дед вскоре разорился, и семья перебралась жить в подмосковную деревню Большие Мытищи. Ночные чащобы, река, озеро, костер - все это не только представлялось юному Константину самым чистым и прекрасным миром, но и побуждало к творчеству. Попытавшись однажды написать с натуры стремительно плывущие, летящие грозовые тучи, он впервые почувствовал, как трудно передать цветом мгновенное состояние природы.

В 1875 году Константин Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где благодаря частным меценатам процветали самые разные художественные "ереси" и создавался культ живописи. Коровин восхищался честностью и нравственной чистотой своих учителей-передвижников - В. Перова, И. Прянишникова, Е. Сорокина, А. Саврасова. Однако понимал, что, акцентируя внимание на психологии героев, передвижники мало внимания уделяли решению формально-пластических задач. И сам брался за их решение, чем снискал авторитет не только у учащихся, но и у наставников.

Перов, например, посылал своих учеников посмотреть, как пишет голову натурщика всеми признанный "колорист" Константин Коровин. Поучившись на архитектурном отделении, Коровин перешел в пейзажный класс Саврасова, где подружился с И.Левитаном. Левитан был лиричен, а порой экзальтирован, Коровин тоже искал выражения своему великому ликованию перед светом, солнцем, жизнью. Однажды друзья, переполненные чувством, даже в шутку начали молиться кусту цветущего шиповника.

Коровин начал учиться в Петербургской академии художеств, однако вскоре разочаровался и вернулся назад в Москву. Вернулся как раз тогда, когда в училище появился новый преподаватель, В. Поленов, который перед этим долго путешествовал по Востоку. Именно у него К. Коровин впервые узнал о барбизонцах и импрессионистах. К. Коровин вместе с другими молодыми художниками вошел в своеобразный кружок сестры Поленова Елены, которая знакомила всех, кто приходил в ним в дом по воскресеньям, с новыми иностранными художественными журналами "Пан", "Сецессион", "Студио", поддерживала мечту молодых отколоться от передвижничества и создать художественное общество, во главе которого мог бы стать Поленов.

Даже в ранних работах Коровина чувствовалось неудержимое стремление передать яркость цвета, свежесть зелени. В отличие от своего учителя Саврасова Коровин не акцентировал чувство печали. Его пейзажи были радостны и оптимистичны. Зимой 1884-1885 годов Поленов познакомил его с известным промышленником, меценатом Саввой Мамонтовым, который не только сам пробовал заниматься и музыкой, и поэзией, и скульптурой, но и поддерживал, вдохновлял талантливых людей. Еще в 70-х годах в его подмосковном имении Абрамцево собирались И. Репин, В. Васнецов, В. Поленов, скульптор М. Антаколъский, Ф. Шаляпин, К. Станиславский. В 80-е к ним присоединяются И. Левитан, М. Врубель, К. Коровин и другие. Здесь любили все русское - природу, народное искусство, фольклор, которые были главными источниками вдохновения для многих художников. Именно для театра Мамонтова начал создавать Коровин свои первые декорации. На его театральные и живописные работы в это время повлияли поиски Виктора Васнецова, который пытался воплотить в творчестве неорусский стиль. В 1886 году Коровин создал декоративное панно "Северная идиллия", где на фоне полного скромной прелести пейзажа изобразил девушек в русских народных костюмах и юного пастушка.

Во второй половине 80-х Коровин начал выезжать за границу, где много рисовал. Его увлекло творчество импрессионистов, постимпрессионистов, особенно же поразил Пюви де Шаванн. Некоторое время Коровин увлекался символизмом, пытался "облечь идею в чувственную форму", но подлинные шедевры получались у него, когда он возвращался к своему излюбленному пленэризму. В таких написанных в 1888 году на даче у Поленовых работах, как "В лодке", "За чайным столом", "Настурции", он воплотил природу, увиденную глазами горожанина. Большое впечатление произвели на Коровина поездки не только в Париж, но и в Италию, Испанию, знакомство с творчеством Гойи и Веласкеса.

В 1888-1889 годах он написал свою знаменитую картину "У балкона. Испанки Леонора и Ампара". Девушек по просьбе художника нашел для него швейцар гостиницы. И одна из них - Леонора - очень стыдилась своих худых, в заплатах башмаков. Денег за позирование девушки не взяли. И тогда Коровин пошел вместе с ними на базар и сам купил для Леоноры новые башмаки.

В это время в живописи Коровина на смену ясным, открытым цветам приходят все оттенки серого, серебристого. Специалисты видят здесь влияние не только Пюви де Шаванна, но и скандинавского импрессиониста А. Цорна, с которым Коровин был дружен.

Из русских художников наибольшее влияние на Коровина оказали Серов и Врубель, с которыми он долгое время работал в одной мастерской. Он занимался не только живописью, но и декоративно-прикладным искусством, А потом опять поехал в Париж, ходил на многочисленные выставки импрессионистов и, как позже и Александр Бенуа, заметил, что в произведениях импрессионистов не хватает поэзии.

Во второй половине 90-х годов К. Коровин создал несколько женских портретов - "Бумажные фонари", "Хозяйка", "Летом", в которых героини, оставаясь главными носительницами прекрасного, превращались в своеобразное живописное средоточие пейзажей и интерьеров.

Много чудесных работ привез Коровин из своих пугешествий на Север, куда ему предложил поехать Мамонтов.

В конце 90-х годов, когда Коровин стал уже признанным и Популярным художником, Александр Бенуа и Сергей Дягилев начали создавать литературно-художественный журнал "Мир искусства", вокруг которого формировалось и общество "Мир искусства", в которое вошли Л. Бакст, М. Добужинский, Е. Лансере, И. Билибин и другие. Коровин, кстати, выиграл объявленный Дягилевым конкурс на оформление первого номера журнала. Именно объединение "Мир искусства" организовало выставки не только в России, но и за рубежом, где картины Коровина экспонировались вместе с произведениями тех, творчеством кого он так увлекался,- Пюви де Шаванна, Д. Уистлера, Э.Дега, К. Моне, О. Ренуара... Огромный успех имел и созданный Коровиным для Всемирной выставки в Париже в 1900 году архитектурный проект Кустарного павильона и тридцать декоративных панно на темы Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии. Павильон напоминает северорусскую деревню, однако многие растительные мотивы декора здесь трансформировались под влиянием модерна. Бенуа называл этот павильон "берендеевкой".

Всемирная выставка в Париже была своеобразным итогом XIX столетия, и то, что творчество Коровина, Серова и Малявина имело грандиозный успех (Коровин получил две золотые и две серебряные медали), подтвердило победу нового поколения русских художников. Кстати, определяя имена тех, кто заслужил награды, жюри придерживалось двух принципов: чтобы в произведениях чувствовалась сильная индивидуальность и чтобы было ярко выражено национальное начало.

С 1901 года Коровин преподавал в портретно-пейзажном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он вместе с Серовым впервые ввел в учебный процесс постановку обнаженной женской модели. Как реформатор был воспринят Коровин и в Строгановском училище, где открывал своим ученикам мир народного искусства.

Управляющий делами Императорских театров В. Теляковский, задумав театральную реформу, пригласил в помощники Головина, Коровина, Шаляпина. С 1903 года Коровин стал художником Большого театра, а с 1910 - главным декоратором и консультантом Московских императорских театров.

Работая над эскизами декораций, Коровин не изучал архивы, не искал недостающие детали в музеях и библиотеках, он находил образное решение спектакля в музыке, которая и рождала в его воображении определенную цветовую гамму. Разрабатывая образ, Коровин опирался на свои многочисленные натурные зарисовки. Зодчество Русского Севера задавало колорит и стиль русских сказочных спектаклей, Крым стал декораций для балета "Корсар". Несколько раз пришлось оформлять Коровину "Садко", а также "Сказку о царе Салтане", "Сказку о золотой рыбке" и другие спектакли на музыку Римского-Корсакова. Однако ему не удавались спектакли на современную тему, даже по пьесам А. Чехова, с которым дружил. А. Бенуа писал, что стихия Коровина - "все русское или восточное".

Очень точно, образно передавал Коровин на своих живописных полотнах жизнь самых разных городов - Венеции, Гурзуфа, Парижа, Марселя, Барселоны... Артистизм, деликатность, изысканность поражают в таких картинах, как "Парижские кафе", "Париж", "Бульвар Капуцинов", "Париж. Утро". Причем на двух последних изображен один и тот же вид в разное время суток. Экспрессия чувствуется в уличной сценке "На бульваре" (1902).

Увлеченно писал К. Коровин русские пейзажи, портреты Ф. Шаляпина, С. Мамонтова. А его утонченные женские портреты при всей их декоративности очень чувственны. Живопись Коровина приближается по звучанию к музыке. Музыкальны не только его пейзажи и портреты, но и натюрморты.

Покинув в 1923 году родину, Коровин провел последние пятнадцать лет своей жизни в Париже. Он оформлял спектакли для многих театров Европы и Америки, для труппы Анны Павловой, для Федора Шаляпина и частной оперы в Париже, которую организовала М. Кузнецова-Бенуа.

В это же время Коровин писал необыкновенно поэтичные воспоминания о России. Своему бывшему ученику М. Сарьяну, который был у него в Париже, Коровин признался: "Моя единственная мечта - вернуться на родину, хочу умереть в России". А когда один из его современников спросил, не будет ли его супруга против, если он передаст в дар музею свои картины, он только поморщился и воскликнул: "Она ничего не понимает. Я одинок".

Константин Коровин умер 11 сентября 1939 года и был похоронен на кладбище Бийанкур около Парижа.

В его картинах Россия осталась необыкновенно прекрасной, солнечной и полнозвучной.

"Я язычески поклоняюсь природе,- писал Константин Коровин,- и восхищаюсь ею и думаю, что рай - на земле. Ад тут же делают люди по несовершенству нашему, так как жизнь есть радость и имеет много того, чтобы ею быть".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?